Обобщение и закрепление материала по теме: «Работа с графикой в системе Pascal АВС (модуль graphABC)».

 

 

Тема: Обобщение и закрепление материала по теме: «Работа с графикой в системе Pascal АВС (модуль graphABC)».

Цели урока:

Образовательная: повторить с учащимися в модуле graphABC примитивные функции и процедуры.   Умению правильно записывать программу, выделять главное. Развить навыки творческого подхода к созданию разнообразных фигур.

Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.

Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

 

Задачи: Увлечь учащихся созданием программ на языке программирования. Закрепить понятие о процедурах и функциях в модуле graphABC.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Класс: 8 «В».

Дидактические материалы:

  • Карточки с заданием;
  • Презентация;
  • План работы учащихся.

Оборудование урока: Интерактивная доска.

Наглядное пособие: слайд- шоу.

 

 

План урока:

  1. Постановка цели урока. Организационный момент – 3 мин
  2. Актуализация знаний (Повторение изученного материала) – 5 мин
  3. Решение заданий:
  • Задание 1, задание 2, задание 3, задание 4  — 15 мин
  • Задание 5 (работа с карточкой) – 3 мин
  • Задание – отдых (отгадывание ребуса) – 2 мин
  1. Практическая работа – 10 мин
  2. Домашнее задание – 2 мин
  3. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин

 

Ход урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Актуализация знаний — Повторение изученного материала (Вопрос — ответ)5 мин.

 

В среде PascalABC рисование осуществляется в графическом окне. Начало системы координат находится в левом верхнем углу окна, ось абсцисс направлена вправо, а ось ординат – вниз.

Библиотека стандартных графических процедур и функций хранится в модуле GraphABC. При работе с графикой эту библиотеку необходимо подключать в разделе описаний с помощью зарезервированного слова Uses (подключить). Размеры графического окна можно задавать с помощью процедуры SetWindowSize(w,h), где w и h – ширина и высота окна. Значения координат принимают только целочисленные значения: x от 0 до w, а y от 0 до h.

 

Процедуры:

  1. Line(x1,y1,x2,y2) рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2).
  2. Circle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке (x,y) и радиусом r.
  3. Rectangle(x1,y1,x2,y2) рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
  4. SetPenWidth(w) устанавливает ширину пера, равную w пикселам.
  5. SetPenColor(c) устанавливает цвет пера.
  6. Для установки цвета кисти служит процедура SetBrushColor(clcolor).

Задание 1. Написать программу изображения отрезка:

 

 

 

                                                                 Рисунок 1

Program Graphica1;                             

   uses GraphABC;

begin

   line(100,40,200,40);

end.

 

 

 

Дополнительно: Изобразить вторую линию с другими координатами.

 

Задание 2.  На этом же отрезке установить ширину пера, равную 10 пикселам, а также цвет пера:

                                                                   рисунок 2

Program Graphica2;

     uses GraphABC;

begin

     setPenWidth(10);

     setPenColor(clRed);

line(100,40,200,40);

end.

 

 

Задание 3.  Написать программу изображения прямоугольника, а также ширину пера равную 15 пикселям, цвет пера и кисти:

 

 

                                                        Рисунок 3

Program Graphica3;

     uses GraphABC;

begin

    setPenWidth(15);

    setPenColor(clRed);

    setBrushColor(clBlue);

    rectangle(40,80,200,160);

end.

 

                               Рисунок 4

Задание 4.  Написать программу изображения окружности, а также ширину, цвет пера и кисти:

Program Graphica4;

     uses GraphABC;

begin

    setPenWidth(5);

    setPenColor(clRed);

    setBrushColor(clGreen);

    circle(300,120,40);

end.

 

 

Перед вами таблица, подставьте на зарезервированные слова (номера) соответствующие буквы их обозначения (ответы)

1 Program A <заголовок программы>;
2 Line(x1,y1,x2,y2) B < процедура которая рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2)>
3 Uses GraphABC C < модуль подключаемый в разделе описаний>
4 Rectangle(x1,y1,x2,y2) D < процедура которая рисует окружность с центром в точке (x,y) и радиусом r>;
5 Begin E <начало>;
6 End F <конец>;
7 Circle(x,y,r) G < процедура которая рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2)>
8 Ellipse(x1,y1,x2,y2) K < процедура которая рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2)>
9 SetPenColor(c) L < процедура которая устанавливает ширину пера, равную w пикселам>
10 SetPenWidth(w) M < процедура которая устанавливает цвет пера>
11 SetBrushColor(clcolor) N < процедура которая устанавливает цвета кисти>

 

 

Отдохнём с пользой:

 (отгадывание ребуса). Условие: составить из букв известный вам раздел информатики.

Рисунок 5

Ответ: программирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа учащихся:

 

Решение задач: Написать программу изображения домик (использовать задание 3):

 

                                               Рисунок 6

Program Line;

    uses GraphABC;

begin  

     setPenWidth(5);

     setPenColor(clred);

     line(40,80,120,40);

     line(120;40;200;80);

     setPenWidth(5);

     setPenColor(clRed);

     setBrushColor(clBlue);

     rectangle(40,80,200,160);

     end.

 

 

Рефлексия (конверты со смайликами)

Вопросы:

Что вам запомнилось?

Довольны ли вы результатами?

Что вам удалось сделать на уроке?

Какие у вас были трудности при выполнении задания?

 

Домашнему задание: Написать в тетради программу изображения светящегося солнца

                                                

 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 

 

Спасибо всем участникам и гостям!

Желаю творческих успехов!