Природа и человек. Физика – наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.

               

Тема урокаПрирода и человек. Физика – наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.
ЦельПознакомить учащихся с новым предметом школьного курса, акцентировать их внимание на важном месте физики, с методами получения физических знаний как науки благодаря тому, что законы физики универсальны.
Ожидаемые результаты— Понимают смысл таких терминов, как физическое тело, физическое явление, вещество.

— Умеют приводить примеры распространения природных явлении.

Тип урокаГрупповая работа, индивидуальная работа — листы с заданиями.Исследование.
Необходимые материалыРисунки, портреты ученых, раздаточный материал, демонстрационные приборы, компьютер, мультимедийный проектор, приложение презентация
Ход урока:
Этапы урокаДействия учителяДействия ученика
МотивацияЭпиграф на доске.

Не то что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» .Мы начнем изучать новый для вас предмет – физика.  Это совершенно новая для вас наука. Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Учебник

  • Рабочая тетрадь — 48 листов
  • Тетрадь для контрольных работ
  • Тетрадь для лабораторных работ
  • Кем В.И., Кронгарт Б.А.  «Сборник задач и упражнений физика и астрономия  7 «

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

Тренинг «Знакомство». Предложите три ключевых слова, характеризующие Вас:

__________: активная, умеющая слушать, внимательная

Олеся Михайловна: упорная, любознательная, активная

(Объяснение идет на фоне показа фильма или слайдов о природе.) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетия она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

(Продолжаю объяснение на фоне слайдов о природных стихиях.)

Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал Землю, бушевали бури и шторма, а люди не знали, почему это происходит и часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда — то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе.

Учитель: Как вы думаете как будут дальше развиваться события?

Армия королевы все увеличивалась, в ней появились свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы – это ученые–гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их было легион, а имена некоторых гигантов вам хорошо знакомы (демонстрирую портреты): Архимед, Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, К. Циолковский и другие и, конечно же, имя легендарного Эйнштейна. Он как никто другой похож на сказочного волшебника, опрокинувшего многие привычные для человека представления о мире. Судите сами, Эйнштейн не без помощи королевы Физики заметил, что есть законы природы, которые справедливы только в определенных границах царства».

Фронтальный опрос: Что такое природа? Что изучает физика?

Природа — окружающий нас материальный мир.

ФИЗИКА — одна из наук о природе.  «Фюзис» —  в переводе с греческого  означает «природа».

Живая природа – может рождаться, расти и развиваться самостоятельно.

Явления природы – изменения, происходящие в природе.

В физике изучают – физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые и световые.

Материя — все то, что имеется во Вселенной.(делится на вещество и тело)

4 достижения ХХ века:

1.Открытие атомной энергии

2. освоение космоса

3. создание лазера

4. возникновение кибернетики.

1.       Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, слушают, обсуждают в группах «цели и тему урока»

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(После ответов учеников делаем записи определений на доске и в тетради.)

Основная часть

 

 

 

 

1 группа:

§  Какие объекты входят в понятие, называемые природой?

§  Какие изречения, поговорки, пословицы, выражающие единство природы и человека, вы знаете?

2 группа:

§  Что включают в себя природные явления?

§  Какие науки изучают природу.

3 группа:

§  Назовите науки о природе.

§  Как можно объяснить затмение Солнца.

Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме.

Выполняют задание из раздаточного материала:

 

Диалог учитель – группа.

Физика произошла от древнегреческого слова » фюзис», что означает природа.

Сам термин «физика» впервые был употреблен Аристотелем, величайшим мыслителем древности, жившим в IV в до нашей эры.

В русском языке слово «физика» появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов — основоположник российской науки.

Физика — это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.

Например: Тает лед, идет дождь и т. д. Вокруг все постоянно меняется

Изучение физического явления начинается с наблюдения. А чтобы понять суть вещей, необходимы эксперименты (опыты) с помощью специальных измерительных приборов

Физика изучает различные явления:

§  механические

§  электрические

§  магнитные

§  тепловые

§  звуковые

§  световые

§  атомные

Группы учащихся с использованием   раздат мат находят информацию и делают вывод  в опорном конспекте опираясь на задания. Готовят устный отчет о проделанной работе

Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме.

Физминут«Две половинки»Выполняют разминку.
Усвоение1. Выполнение заданий на применение знаний нового материала:

Заполни таблицу

Физическое телоВеществоЯвления
   
   

Рассвет, ртуть, наводнение, стол, снегопад, медь, вода, стул, выстрел, ложка, резина, стекло, пластмасса, часы, книга.(взаимопроверка)

2.  Классифицируй  физические явления и заполни таблицу:

МеханическиеСветовыеЗвуковыеТепловыеЭлектрические
     

Гроза,  наступает рассвет, выстрел, звёзды мерцают, снегопад, летящая птица, движущийся автомобиль, Луна,  раскаты грома,  закат, мираж, тень, звенит звонок, короткое замыкание.

Осмысливают свою деятельность на уроке.  В листах самооценки ставят оценочный знак. Выясняют степень достижения поставленных целей, где пригодятся полученные знания.
Рефлексия

 

 

 

 

 Рефлексия: «ПОПС-формула». Устные высказывания учащихся с опорой на имеющиеся фразы, обобщение результатов урока.

П – позиция (Я считаю…)

О – оценка (Я уверен, что …)

П – пример (Я могу подтвердить это следующими примерами)

С – смысл (Я могу сделать вывод…)

Общая оценка работы класса, групп, отдельных учащихся.

Домашнее задание:
1)§1 стр 5 Зад 1(2)

2)Эссе затмение Луны и Солнца;

3)Составить кроссворд

4) составить мини сценку о природных явлениях

 Учащиеся высказывают свое мнение по теме урока

 

Оценивают по критериям

 

 

 

Учащиеся записывают  домашнее  задание.

Самоанализ урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание урока Формативное оценивание – ПОПС формула

Суммативное оценивание – работа учащихся

Изменения по уроку

Оценки за урок: