Природа и человек. Физика – наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.
Тема урока | Природа и человек. Физика – наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире. | |||||||||||||||||||||||
Цель | Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, акцентировать их внимание на важном месте физики, с методами получения физических знаний как науки благодаря тому, что законы физики универсальны. | |||||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты | — Понимают смысл таких терминов, как физическое тело, физическое явление, вещество. — Умеют приводить примеры распространения природных явлении. | |||||||||||||||||||||||
Тип урока | Групповая работа, индивидуальная работа — листы с заданиями.Исследование. | |||||||||||||||||||||||
Необходимые материалы | Рисунки, портреты ученых, раздаточный материал, демонстрационные приборы, компьютер, мультимедийный проектор, приложение презентация | |||||||||||||||||||||||
Ход урока: | ||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | ||||||||||||||||||||||
Мотивация | Эпиграф на доске. Не то что мните вы природа Не слепок, не бездушный лик, Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» .Мы начнем изучать новый для вас предмет – физика. Это совершенно новая для вас наука. Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам: Учебник
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю. Тренинг «Знакомство». Предложите три ключевых слова, характеризующие Вас: __________: активная, умеющая слушать, внимательная Олеся Михайловна: упорная, любознательная, активная (Объяснение идет на фоне показа фильма или слайдов о природе.) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетия она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем. (Продолжаю объяснение на фоне слайдов о природных стихиях.) Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал Землю, бушевали бури и шторма, а люди не знали, почему это происходит и часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда — то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе. Учитель: Как вы думаете как будут дальше развиваться события? Армия королевы все увеличивалась, в ней появились свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы – это ученые–гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их было легион, а имена некоторых гигантов вам хорошо знакомы (демонстрирую портреты): Архимед, Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, К. Циолковский и другие и, конечно же, имя легендарного Эйнштейна. Он как никто другой похож на сказочного волшебника, опрокинувшего многие привычные для человека представления о мире. Судите сами, Эйнштейн не без помощи королевы Физики заметил, что есть законы природы, которые справедливы только в определенных границах царства». Фронтальный опрос: Что такое природа? Что изучает физика? Природа — окружающий нас материальный мир. ФИЗИКА — одна из наук о природе. «Фюзис» — в переводе с греческого означает «природа». Живая природа – может рождаться, расти и развиваться самостоятельно. Явления природы – изменения, происходящие в природе. В физике изучают – физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые и световые. Материя — все то, что имеется во Вселенной.(делится на вещество и тело) 4 достижения ХХ века: 1.Открытие атомной энергии 2. освоение космоса 3. создание лазера 4. возникновение кибернетики. | 1. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.
Смотрят, слушают, обсуждают в группах «цели и тему урока» Приложение 1
(После ответов учеников делаем записи определений на доске и в тетради.) | ||||||||||||||||||||||
Основная часть
| 1 группа: § Какие объекты входят в понятие, называемые природой? § Какие изречения, поговорки, пословицы, выражающие единство природы и человека, вы знаете? 2 группа: § Что включают в себя природные явления? § Какие науки изучают природу. 3 группа: § Назовите науки о природе. § Как можно объяснить затмение Солнца. Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме. Выполняют задание из раздаточного материала:
| Диалог учитель – группа. Физика произошла от древнегреческого слова » фюзис», что означает природа. Сам термин «физика» впервые был употреблен Аристотелем, величайшим мыслителем древности, жившим в IV в до нашей эры. В русском языке слово «физика» появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов — основоположник российской науки. Физика — это наука о природе, о природных явлениях и законах. Изменения происходящие в природе называются природными явлениями. Например: Тает лед, идет дождь и т. д. Вокруг все постоянно меняется Изучение физического явления начинается с наблюдения. А чтобы понять суть вещей, необходимы эксперименты (опыты) с помощью специальных измерительных приборов Физика изучает различные явления: § механические § электрические § магнитные § тепловые § звуковые § световые § атомные Группы учащихся с использованием раздат мат находят информацию и делают вывод в опорном конспекте опираясь на задания. Готовят устный отчет о проделанной работе Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме. | ||||||||||||||||||||||
Физминут | «Две половинки» | Выполняют разминку. | ||||||||||||||||||||||
Усвоение | 1. Выполнение заданий на применение знаний нового материала: Заполни таблицу
Рассвет, ртуть, наводнение, стол, снегопад, медь, вода, стул, выстрел, ложка, резина, стекло, пластмасса, часы, книга.(взаимопроверка) 2. Классифицируй физические явления и заполни таблицу:
Гроза, наступает рассвет, выстрел, звёзды мерцают, снегопад, летящая птица, движущийся автомобиль, Луна, раскаты грома, закат, мираж, тень, звенит звонок, короткое замыкание. | Осмысливают свою деятельность на уроке. В листах самооценки ставят оценочный знак. Выясняют степень достижения поставленных целей, где пригодятся полученные знания. | ||||||||||||||||||||||
Рефлексия
| Рефлексия: «ПОПС-формула». Устные высказывания учащихся с опорой на имеющиеся фразы, обобщение результатов урока. П – позиция (Я считаю…) О – оценка (Я уверен, что …) П – пример (Я могу подтвердить это следующими примерами) С – смысл (Я могу сделать вывод…) Общая оценка работы класса, групп, отдельных учащихся. Домашнее задание: 2)Эссе затмение Луны и Солнца; 3)Составить кроссворд 4) составить мини сценку о природных явлениях | Учащиеся высказывают свое мнение по теме урока
Оценивают по критериям
Учащиеся записывают домашнее задание. | ||||||||||||||||||||||
Самоанализ урока.
| ||||||||||||||||||||||||
Оценивание урока | Формативное оценивание – ПОПС формула Суммативное оценивание – работа учащихся | |||||||||||||||||||||||
Изменения по уроку Оценки за урок:
|
| |||||||||||||||||||||||