Природа и человек. Физика – наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.

               

Тема урока Природа и человек. Физика – наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.
Цель Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, акцентировать их внимание на важном месте физики, с методами получения физических знаний как науки благодаря тому, что законы физики универсальны.
Ожидаемые результаты — Понимают смысл таких терминов, как физическое тело, физическое явление, вещество.

— Умеют приводить примеры распространения природных явлении.

Тип урока Групповая работа, индивидуальная работа — листы с заданиями.Исследование.
Необходимые материалы Рисунки, портреты ученых, раздаточный материал, демонстрационные приборы, компьютер, мультимедийный проектор, приложение презентация
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Мотивация Эпиграф на доске.

Не то что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики» .Мы начнем изучать новый для вас предмет – физика.  Это совершенно новая для вас наука. Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Учебник

  • Рабочая тетрадь — 48 листов
  • Тетрадь для контрольных работ
  • Тетрадь для лабораторных работ
  • Кем В.И., Кронгарт Б.А.  «Сборник задач и упражнений физика и астрономия  7 «

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

Тренинг «Знакомство». Предложите три ключевых слова, характеризующие Вас:

__________: активная, умеющая слушать, внимательная

Олеся Михайловна: упорная, любознательная, активная

(Объяснение идет на фоне показа фильма или слайдов о природе.) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетия она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

(Продолжаю объяснение на фоне слайдов о природных стихиях.)

Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал Землю, бушевали бури и шторма, а люди не знали, почему это происходит и часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда — то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе.

Учитель: Как вы думаете как будут дальше развиваться события?

Армия королевы все увеличивалась, в ней появились свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы – это ученые–гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их было легион, а имена некоторых гигантов вам хорошо знакомы (демонстрирую портреты): Архимед, Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, К. Циолковский и другие и, конечно же, имя легендарного Эйнштейна. Он как никто другой похож на сказочного волшебника, опрокинувшего многие привычные для человека представления о мире. Судите сами, Эйнштейн не без помощи королевы Физики заметил, что есть законы природы, которые справедливы только в определенных границах царства».

Фронтальный опрос: Что такое природа? Что изучает физика?

Природа — окружающий нас материальный мир.

ФИЗИКА — одна из наук о природе.  «Фюзис» —  в переводе с греческого  означает «природа».

Живая природа – может рождаться, расти и развиваться самостоятельно.

Явления природы – изменения, происходящие в природе.

В физике изучают – физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые и световые.

Материя — все то, что имеется во Вселенной.(делится на вещество и тело)

4 достижения ХХ века:

1.Открытие атомной энергии

2. освоение космоса

3. создание лазера

4. возникновение кибернетики.

1.       Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, слушают, обсуждают в группах «цели и тему урока»

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(После ответов учеников делаем записи определений на доске и в тетради.)

Основная часть

 

 

 

 

1 группа:

§  Какие объекты входят в понятие, называемые природой?

§  Какие изречения, поговорки, пословицы, выражающие единство природы и человека, вы знаете?

2 группа:

§  Что включают в себя природные явления?

§  Какие науки изучают природу.

3 группа:

§  Назовите науки о природе.

§  Как можно объяснить затмение Солнца.

Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме.

Выполняют задание из раздаточного материала:

 

Диалог учитель – группа.

Физика произошла от древнегреческого слова » фюзис», что означает природа.

Сам термин «физика» впервые был употреблен Аристотелем, величайшим мыслителем древности, жившим в IV в до нашей эры.

В русском языке слово «физика» появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов — основоположник российской науки.

Физика — это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.

Например: Тает лед, идет дождь и т. д. Вокруг все постоянно меняется

Изучение физического явления начинается с наблюдения. А чтобы понять суть вещей, необходимы эксперименты (опыты) с помощью специальных измерительных приборов

Физика изучает различные явления:

§  механические

§  электрические

§  магнитные

§  тепловые

§  звуковые

§  световые

§  атомные

Группы учащихся с использованием   раздат мат находят информацию и делают вывод  в опорном конспекте опираясь на задания. Готовят устный отчет о проделанной работе

Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме.

Физминут «Две половинки» Выполняют разминку.
Усвоение 1. Выполнение заданий на применение знаний нового материала:

Заполни таблицу

Физическое тело Вещество Явления
     
     

Рассвет, ртуть, наводнение, стол, снегопад, медь, вода, стул, выстрел, ложка, резина, стекло, пластмасса, часы, книга.(взаимопроверка)

2.  Классифицируй  физические явления и заполни таблицу:

Механические Световые Звуковые Тепловые Электрические
         

Гроза,  наступает рассвет, выстрел, звёзды мерцают, снегопад, летящая птица, движущийся автомобиль, Луна,  раскаты грома,  закат, мираж, тень, звенит звонок, короткое замыкание.

Осмысливают свою деятельность на уроке.  В листах самооценки ставят оценочный знак. Выясняют степень достижения поставленных целей, где пригодятся полученные знания.
Рефлексия

 

 

 

 

 Рефлексия: «ПОПС-формула». Устные высказывания учащихся с опорой на имеющиеся фразы, обобщение результатов урока.

П – позиция (Я считаю…)

О – оценка (Я уверен, что …)

П – пример (Я могу подтвердить это следующими примерами)

С – смысл (Я могу сделать вывод…)

Общая оценка работы класса, групп, отдельных учащихся.

Домашнее задание:
1)§1 стр 5 Зад 1(2)

2)Эссе затмение Луны и Солнца;

3)Составить кроссворд

4) составить мини сценку о природных явлениях

 Учащиеся высказывают свое мнение по теме урока

 

Оценивают по критериям

 

 

 

Учащиеся записывают  домашнее  задание.

Самоанализ урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание урока Формативное оценивание – ПОПС формула

Суммативное оценивание – работа учащихся

Изменения по уроку

Оценки за урок: