Творческая лаборатория учителя

Творческая лаборатория учителя

Изучение   образовательной   области   «Технология»,   включающей   разделы,

охватывающие   базовые   —   наиболее   распространенные   и   перспективные

технологии и методику, предусматривающую творческое развитие учащихся врамках системы проектов под руководством  специально подготовленныхпедагогов — наставников при наличии адекватной учебно — материальной базы, -позволит учащимся приобрести обще трудовые и частично социальные знанияи умения, обеспечит им интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие,профессиональное самоопределение и адаптацию к современным социальноэкономическим условиям

Для   достижения   этих   целей   уделяю   внимание   на   уроке   технологииэкономическому и экологическому аспектам деятельности, знакомлю учащихсяс  информационными  и  высокими  технологиями,  приобщаю  учащихся  кнародному  искусству.   Главной   целью  является   содействие   в  подготовкеучащихся   к   самостоятельной  трудовой  жизни,   к   овладению   массовымипрофессиями.

При   выполнении   образовательной   области   «Технология»   реализуюследующие задачи:

  1. Прививаю первоначальные  необходимые  знания   и  умения  вестидомашнее хозяйство и бюджет семьи..
  2. Ознакомить учащихся с основами современного производства и сферы услуг. Развиваю самостоятельность и способность учащихся решать творческиезадачи проектирования и конструирования, путем приобщения к народномуискусству.
  3. Обеспечиваю осуществление   учащимися   самопознания,   изучение   мирапрофессий, выполнение профессиональных проб с целью адекватного про­фессионального определения.
  4. Осуществляю воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма,человечности и милосердия, честности, ответственности и порядочности.
  5. Даю возможность овладеть основными понятиями рыночной экономики,менеджмента и   маркетинга   и  умениями   применять   их   при  реализациисобственной продукции и услуг.
  6. Учу использовать в качестве объектов труда потребительские изделия,оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладногоискусства.

Роль учителя технологии весьма сложна. Ведь приходится учить школьниц многому, проводить с ними разные по характеру и содержанию занятия, начиная от кулинарных работ и кончая машиноведением. Словом, преподаванию технологии требует разносторонней подготовки учителя. Итак, учить ребят, непрерывно повышая свое мастерство — таково требо­вание современной школы к каждому учителю, каждому наставнику юных. Однако, путь к педагогическому мастерству лежит не только через образование.  Требуется нечто большее — преданность и увлеченность

учителя своей работой. Без этих качеств учителя учебный труд не вызовет у школьника подлинной радости.

Понимание основ эстетического воспитания, собственное отношение учителя ко всему прекрасному определяют и отношение к нему учащихся. Убеждена: технология в школе не только наиболее приемлемый вид практической деятельности для девочек, но и весьма необходимое условие для их гармоничного развития. Однако, для этого важно в первую очередь обеспечить выполнение программных требований. В своей работе придаю значение созданию в учебном кабинете оптимальных условий для занятий. Имею ввиду не только материально — техническое оснащение его, что, разумеется, является первостепенным, но и характерной обстановки, в которой трудятся учащиеся . Здесь все должно располагать к работе, создавая соответствующего интерьера помещения. Выставочная экспозиция не должна быть перегружена экспонируемым материалом. В нее в первую очередь включаю демонстрационный манекен со сменным материалом по изучаемому разделу программы уголок по профориентации. Учебно — наглядные пособия, методические разработки, учебные материалы, изделия учащихся, находящиеся в работе, хранящиеся в шкафах. Цвет — фон всего интерьера желательно, чтобы стены рабочего кабинета были окрашены в теплые светло — розовые и светло — жёлтые тона. Наконец цветы. Комнатные, удачно подобранные, декоративные растения обязательно должны украшать кабинет технологии. В общем, без хорошего кабинета в нашей работе достигнуть успеха нельзя. На уроках технологии эстетическому воспитанию открываются широкие возможности.

Учитель создает условия, помогает учащимся проявлять творчество и искусство, открывать их для себя в работе. А ведь вместе с этим и прихо­дит то, что мы называем устойчивым интересом к профессии. Не представляю себе для девочек — подростков другого вида учебного труда, где бы еще так могла проявиться красота созданного своими рука ми, как это возможно в швейных изделиях . В данном случае от степени развития вкуса, умения находить прекрасное в работе главным образом зависит направление у школьниц любви и интереса к швейной специальности. Следовательно, можно утверждать, что эстетическое воспитание при выполнении швейных работ в значительной степени является основой и профессионального воспитания учащихся. Эстетическое воспитание на уроках технологии по изготовлению одежды начинается с вопроса : как должны одеваться девочки — подростки, как надо соотносить оправданный эстетический вкус с требованиями моды? Здесь главное не слепо подчиняться моде, а подчинять ее себе, выбирая именно то, что идет только Вам. Вот какое переплетение культурных, нравственных, профориентационных проблем встает перед педагогом на его уроках.

Процесс работы с тканью я обычно начинаю с того, что учу девочек обращать внимание на цвет материала, его фактуру, рисунок, экологичность.

Знакомлю их с ассортиментом тканей и классификацией по назначению. Важное значение придаю умению подбирать материал в соответствии с построением модели будущего изделия, с учетом технологических обработок и применения возможных вариантов отделки. Одновременно стараюсь знакомить учениц с направлением развития моды, объясняю, как надо понимать и оценивать, как подходить к вопросу использования моды. В данном случае немаловажное значение имеет и одежда учителя. Для формирования эстетического вкуса считаю полезным ознакомление с историей развития одежды, используя современные журналы мод. Мои беседы непродолжительны, но достаточно насыщены познавательными сведениями. Примерная тематика бесед:

5классы: « Из истории одежды», « Декоративно — прикладное искусство и рисунок ткани», « Как рождается платье»,

6-7 классы: « И модно и красиво», «Как носить платье?», « Моя нарядная одежда».

8-9 классы: « Что значит мода?», « Ансамбль и цвет в одежде». Перед занятиями по конструированию и моделированию изделий считаю полезным проводить своеобразный художественный совет. Предметом обсуждения в учебных группах является использование фактурных и цветовых возможностей ткани, отобранный мной в качестве практических примеров. Учащиеся высказывают личные суждения. Роль учителя не должна быть навязчивой. Необходимо лишь доходчиво, вовремя разъ­яснять, что цветовая гамма материала интереснее, когда она достаточно красочная, радостная. Также заранее следует осуждать какой должна быть отделка изделия. Умение работать с тканью, подбирать в ней необходимое сочетание цветов закрепляется на протяжении многих занятий. Одним из действенных средств повышения эффективности трудового обучения является его тесная связь с основами наук. Программа технологии открывает большие возможности для иллюстрации ряда физических, математических законов.

При изучении швейных машин учащиеся должны осознать, что кроме нее существует множество других машин, связанных с обработкой различных материалов.

Развитие творчества — высшая форма самостоятельной деятельности учащихся. В условиях трудового обучения наиболее полно оно проявляе­тся при конструировании, моделировании и оформлении объектов труда. Так, перед построением чертежа выкройки знакомлю учениц с самым простым по конструкции фартуком, но вместе с тем говорю о возможных его вариантах (хозяйственных, рабочих, нарядных). При моделировании ставлю задачу экономии материала. Девочки определяют на какой фартук требуется больше ткани: обрезной по линии талии или цельнокроеный.

Затем они выполняют эскизы моделей фартука, используя элементы Д.П.И., готовят макет из бумаги. Учитель анализирует работы учениц с точки зрения оригинальности замысла, экономии материала, соблюдения пропорций и формы деталей, качества выполнения. Более способных учениц раскраивать изделия прямо на ткани без лекал. При технологической обработке изделия стараюсь научить девочек новым технологическим приемам, используя новейшие материалы. Использование технологических карт в процессе обучения также спосо­бствует развитию самостоятельности учащихся. Письменные инструкции активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают их инициативу, позволяют учитывать их индивидуальные возможности, более рационально использовать учебное время, технологической картой ученица может пользоваться по необходимости. Своевременный самоконтроль при помощи письменной документации помогает избежать ошибок, способствует успешному овладению новыми знаниями. Наибольшую ценность имеют такие технологические карты, в которых содержаться три составные части : технологическая (самостоятельная практическая работа Информационная (получение необходимых для выполнения задания знаний )и аналитическая (умственная деятельность. Повышению эффективности обучения способствует широкое использова­ние наглядных пособий и технических средств. Они весьма разнообразны по своему назначению, содержанию, методам и приемам применения. Это видеокассеты, журналы мод, модели, макеты, рисунки, таблицы, схемы и др., используемые при объяснении нового материала, его повторении и закреплении, а так же при проверке знаний учащихся и во внеклассной работе. В своей работе применяю формы обучения:

  1. Общеклассную форму — весь класс совместно выполняет одно задание;
  2. Групповую — класс делится на группы 3-5 человек. Во главе группы
    учащиеся избирают консультанта (ассистента). Группа можно формиро­вать из одинаково подготовленных учащихся для контроля знаний и на­выков и из разно — подготовленных учащихся для обучения.
  3. Индивидуальная форма — слабо — подготовленным ученикам выдаются
    карточки — консультации, в которых общие задания не упрощаются, в них
    содержится мера помощи учителя необходимая данному ученику. Сильно —
    подготовленным учащимся    усложняющие    общие    задания,    но    неувеличивающее его в объеме.

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в настоящее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально — экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая её. В этом я вижу будущее трудового обучения.