Изонить или нитяная графика

Изонить или нитяная графика

Р.Б.Сабитова,

Учитель технологии и черчения средней общеобразовательной школы им. Л.Клышева Чингирлауского района,ЗКО.

Цель урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с историей изонить, технологией выполнения изонить, сформировать у учащихся практические навыки и умения при выполнении работ.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, художественный вкус, самостоятельность.

Воспитывающая:  воспитывать гордость за выполненную работу, умение доводить начатое дело до конца.

Методы проведения занятия:  1) объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация)

2)репродуктивный (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа).

Наглядности урока: образцы сюжетов, рисунки, образцы  проектов, инструменты и приспособления по выполнению нитяной графики.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Приветствие.
  3. Проверка отсутствующих и готовность к уроку.
  4. Изложение нового материала.
  5. Рассказ об истории изонить.
  6. Техника оформления изонити
  7. Сюжетная работа:

а) выбор рисунка

б) выполнение эскиза

в) выполнение изонитью эскиза

  1. Сообщение познавательных сведений.

Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

С первого взгляда изонить может показаться невероятно сложной техникой, но это не совсем так. Чтобы начать работать, достаточно освоить создание всего двух элементов – заполнение угла и круга. Чтобы заполнить угол в изонить технике, на обратной стороне картонной основы нужно нарисовать угол, после чего каждую его сторону нужно разделить на равные отрезки, используя линейку. Пронумеровать точки иначе можно сбиться во время вышивки.

Техника оформления изонити

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:
— заполнение угла;
— заполнение окружности.
Инструменты, необходимые для работы:
-картон
-нити различного цвета (швейные, мулине, ирис)
-игла
-шило
-ножницы
-циркуль
-линейка

  1. Практическая работа учащихся по схемам:

а) Заполнение угла

-начертить на изнаночной стороне картона любой угол
-разделить каждую сторону угла на 12 равных частей
— пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла -обозначить точкой «О».
-сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины («О»)
-вдеть нить в иглу
-заполнить угол по предлагаемой схеме

б) Заполнение окружности

-начертить окружность радиусом 50 мм

-разделить окружность на 12 равных частей

-сделать проколы во всех полученных точках

-вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме

  1. Самостоятельная работа:

Текущий инструктаж – целевые обходы.

  1. Проверить организацию рабочего места и соблюдения безопасных приемов труда.
  2. Проверить правильность приемов вышивки.
  3. Проверит правильность выполнения узоров и самоконтроль.
  4. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим учащимся.
  5. Заключительный инструктаж.
  6. Что такое изонить?
  7. Какие основные приемы изонити вы научились вышивать?
  8. Какие нити применяют для изонить?
  9. Подведение итога работы
  10. Выставление оценок
  11. Задание на дом:

заполнить окружность радиусом 60 см разными нитями.