«Экологические свойства шерстяных, шёлковых, тканей».

95

Тема: «Экологические свойства  шерстяных, шёлковых,  тканей».

 

                              Урок в 6-ом  классе.

 

Б.У.Избулатова, Учитель технологии  спец.школы-школы интернат для слепых и слабовидящих детей. г.Уральск.

 

Цель: Ознакомить учащихся со свойствами тканей, научиться распознавать структуру тканей.

 

  1. Образовательная: формирование новых знаний, умений и навыков, самостоятельность при выполнений практических работ.
  2. Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления.
  3. Воспитательная: воспитывать эстетический вкус.
  4. Коррекционная: развитие мелкой моторики, развитие способности осознанно воспринимать информацию.

 

Оборудование к уроку: образцы тканей, карточки с заданиями, лупы, иглы, ножницы, муз. сопровождение.

 

                             План урока.

  1. Орг.момент.
  2. Психологический настрой.
  3. Постановка целей.
  4. Разгадывание загадок.
  5. Новая тема.
  6. Практическая работа.
  7. Игра. Волшебные цветы.
  8. Подведение итогов.
  9. Выставление оценок.
  10. Уборка раб.мест.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

 

Загадки

  1. Тонка, Инструмент бывалый

Длина,                                        Не большой, не малый.

Одноуха,                                    У него полно забот:

Остра-                                         Он и режет, и стрижёт!

Всему миру нужна!

(Игла)                                            (Ножницы)

3.Всех на свете обшивает,

Что сошьет-не  надевает

(Игла)

 

Основная часть.

1.Шерстяные и шёлковые ткани изготавливают  из натуральных волокон  животного происхождения, а  также добавлением  волокон, получаемых  химическим путём.

Подбор тканей по волокнистому  составу  или по назначению называются ассортиментом тканей.

 

Текстильные волокна

Волокна служат сырьём для получения пряжи, из которых  изготавливают ткани.

Внимательно рассмотрев  лоскуток  ткани, можно увидеть, что ткань состоит из нитей. Нитки переплетаются м/у собой  в продольном  и поперечном направлениях.  Нить состоит  из крошечных    тонких и коротких  волосков-волоконцев. Эти волоконца

называются  прядильными волокнами. Это сырьё  для прядения и  изготовления пряжи.

 

Шерстяные волокна —это волосяной покров    овец, коз, верблюдов и других животных.

Основную массу шерсти, перерабатываемой   в текстильной промышленности, дают овцы (95%).

Специальными ножницами или машинами шерсть состригают цельной неразрывной массой, которая называется руном. Она сильно загрязнена и неоднородна по качеству. Прежде чем отправить шерсть на текстильные фабрики, её подвергают сортировке, трепанию, промывке, сушке.

Св-ва  Шерстяного волокна.

 

Шерстяные  волокна  тонкие, сильно извитые, а длина бывает  от 20-450 мм. Толщина бывает различной. Качество шерсти зависит в основном от её толщины. Чем тоньше шерсть, тем выше её качество. Цвет шерсти  бывает белым, рыжим, серым, чёрным и    других природных цветов, но её можно окрашивать в разные цвета. Шерстяное волокно имеет высокую гигроскопичность, т.е хорошо вбирает в себя влагу. Изделия из шерстяного волокна почти не мнутся, т.к волокно упругое.

Стойкость к воздействию солнечных лучей выше, чем у растительных волокон. Шерсть горит плохо, на конце образуется чёрный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами. При горений ощущается запах жжёного рога или пера. Достаточно поджечь одну ниточку из ткани, чтобы определить, шерстяное это волокно или искусственное.

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани.

Названия тканей разнообразные: сукно, драп, кашемир, трико и другие.

Шерсть можно прясть, руно можно валять. Таким способом получают валенки, войлок, драп.

 

Натуральный шёлк— это тонкие длинные нити, которые сматываются с коконов тутового шелкопряда. Когда бабочка выходит из кокона, она откладывает яички (грену), из которых появляются гусеницы. Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает себе из нитей гнёздышко, т.е кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв и состит 2-х шелковинок, склеенных м/у собой особым веществом — серицином.

Длина коконной нити 700-800 метров.

Через 8-9 дней коконы собирают и отправляют на первичную обработку.

 

Шёлк известен человеку более5000 тыс. лет . Родина шёлка- Китай. Вплоть до 16 в производство  шёлка  китайцы держали в тайне, вывозили только готовые ткани. В Европе шёлковые ткани стали производить с 16 века, во Франций с 17 века.

 

Шёлковые ткани:

Шифон (тонкий, нежный, прозрачный)

атлас (тонкий, с переливающимся цветом)

бархат или панбархат (со сплошным ворсов или ворсом, образующим  растительный или геометрический рисунок на шифоновом фоне.

 

Свойства шёлка.

Натуральный шёлк, как и шерсть, имеет хорошую гигроскопичность. Он быстро впитывает влагу и быстро сохнет. В мокром состояний почти не теряет прочности, а при повышенной температуре и под воздействием солнечных лучей разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Воздухопроницаемый, горит плохо, образуя черный наплыв (спёк) и распространяя запах жжёного рога или пера.

На прядильных фабриках из волокон шерсти  и шёлка вырабатывают пряжу. Затем пряжа поступает в ткацкое производство, где из неё вырабатывают ткани.

Для обработки волокон и получения ткани применяют механическое оборудование, автоматические станки и машины. Работают на них ровничницы, прядильщицы, крутильщицы, мотальщицы, ткачи .

 

  1. История возникновения шёлка.

 

3.Практическая работа.

 

Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей.

 

Таблица № 1.Определи  сминаемость  шерстяной и шёлковой ткани

— сожми оба образца и подержи 1-2 мин;

— положи на стол расправь;

— оцени на глаз :сильно сминаемая, сминаемая или несминаемая.

 

  1. Определи драпируемость:

— собери верхний срез шерстяной ткани на булавку, или ниточку, а затем шёлковой;

— рассмотри образовавшие складки.

Жёсткие плохо драпируются (мелкие  глубокие и чистые складки)

  1. Определи степень скольжения в тканях с гладкой поверхностью и шероховатой.
  2. Вырежи образцы тканей 4х4  и определи осыпаемость. Распусти с краю иголкой вначале одну нить, затем 2,3,4.

Если легко осыпаются нити (3-4), то ткань средней осыпаемости.

Легкоосыпающая ткань, если без труда вынимаются сразу 5 нитей.

Ткань не осыпается, если трудно вынуть одну нить.

 

 

Название свойств ткани Характеристика свойств тканей Образцы тканей
Из натурального

шёлка

Из шерсти
1 Сминаемость
2 Драпируемость
3 Скольжение
4 Осыпаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2.              План  выполнения:

 

  1. Рассмотри волокна шерсти и шёлка.
  2. Сравни по внешнему виду и на ощупь.
  3. Сравни характер горения.
  4. Запиши отличительные признаки.

 

 

 

     Вид волокна

 

                  Отличительные признаки

 

По внешнему виду на ощупь По характеру горения

 

Шерсть
Шёлк

 

Задание: «Волшебные цвета».

 

На столе куча перемешанных лепестков. Соберите цветы, подбирая лепестки с нужными характеристиками тканей.

 

Свойства шерстяных тканей (хорошо проводят тепло, прочность средняя, сминаемость средняя, сыпучесть средняя, притягивает пыль)

 

Свойства шёлковых тканей (прочность высокая, лёгкие , красивые, почти не минуться, сыпучесть средняя, усадка значительная, сминаемость высокая).

 

Анализ урока.

1.Из чего получают шёлковые нити?

2.Какова длина нитки в коконе?

3.Что такое шерстяные волокна?

4.Какие виды тканей изготавливают из шерсти?

Подведение итогов и выставление оценок.