«Аппликация из плоской соломки»

71

Тема урока «Аппликация из плоской соломки»

Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки.

Задачи:

Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении.

Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей ПВА, карандаш, деревянная линейка, бархатная бумага, небольшая тряпочка, шаблоны орнамента, электрический утюг.

Наглядные пособия: образцы аппликаций, инструкционные карты.

Ход урока

1 Организационная часть

Прочитайте на доске пословицу « Шебер колды алтынга да сатып аламайсын“

— Переведите  пословицу « Искусные руки не купишь и за золото»

—  Как понимаете эту пословицу? ( ответы детей)

Запишите тему и пословицу в тетради                                                                                                                                 На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из плоской соломки в виде казахского орнамента. Образцы перед вами.                                                                                                    Подготовить необходимое оборудование и материал

В прошлом году мы с вами уже знакомились с одним из видов декоративно- прикладного искусства – аппликацией. В этом году углубим и выполним практическую работу. А урок у нас сегодня необычный- урок – той

— Кто знает что обозначает слово той? ( действительно это праздник сопровождающий определенными ритуалами, и начинается он с шашу

-Кто объяснит , что это значит? (ответы детей)

— Правильно ребята эта обычай, когда бабушка разбрасывает сладости, ваша же задача поймать их, кто больше поймает, тот самый ловкий. Сладости с  заданиями

2 Повторение пройденного материала

В классе появляется бабушка в национальном костюме и разбрасывает конфеты на которых вопросы для повторение необходимого материала

— С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация)                                                                                  — Что такое композиция?  Композиция – это объединение элементов изображения одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
— Что такое ритм ? Ритм – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
— Что такое раппорт? Раппорт – это ритмически повторяющийся элемент или несколько  элементов, из которых складывается орнамент.
— Что такое орнамент? Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.

— Какие виды орнамента вы знаете?                                                 Ленточный орнамент – применяется для украшения середины или края изделия.                                                                      Сетчатый орнамент – им заполняют всю поверхность рисунка.                                                                         Центрический  (розеточный) – служит для украшения центральной части изделия, орнамент, в котором отдельные элементы  вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.                                                                                                       –На какие группы можно разделить казахский орнамент?Казахский орнамент можно разделить на такие группы:

растительный орнамент (листья, бутон, цветок и т. д.)

зооморфозный орнамент (бараний рог, след животного, горб верблюда и т. д.)

геометрический орнамент (квадрат, круг, звездочка, треугольник и т. д.)

космогонический орнамент (крестовина, луч солнца, спираль и т. д.)

 -Что такое аппликация?  Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства  Аппликация (от лат. «прикладывание») – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.                                                                                                                                                    — Где ее можно применить? Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта.                                                                           

Подведение итогов байги

Следующее с нами состязание – айтыс

— Кто знает что это такое?( песенное соревнование между народными певцами и композиторами- акынами)

— Наши акыны будут соревноваться в знание по теме сегодняшнего урока  (Дети заранее подготавливают материал, делают сообщение)

3 Ознакомление с новой темой                                                                                                                                             Сообщение 1 ученика

. Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта.    История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.                                                                                                                                       Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.

Сообщение 2 –го ученика

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.                                                                                              Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других.                                                                                                                                              Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета.

Сообщение 3 –го ученика

Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки.                                                                                                                                                   Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20 минут, для того, чтобы солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком: острие вводят внутрь стебля, держа нож-резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее положив полоску на деревянную линейку блестящей стороной вниз, начинаем разглаживать: нож-резак держим в рабочей руке, а второй рукой придерживаем край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения производим от себя, в результате получаются ровные полоски. Хранить полученный таким образом соломку можно в коробочках, пеналах, разложив ее по тональности.                                                                                Если необходима соломка оттенков черного и коричневого, ее жарят в духовке или получают в результате длительного выдерживания под горячим утюгом.

Сообщение 4 – го ученика

Эскиз разбиваем на детали, каждую из которых переводим на кальку. На деталях определяем направление расположения соломки и ее тон.                                                                                                                       Приклеиваем соломку встык без зазоров и накладок. После сушки детали вырезаем по контуру. Сушку необходимо производить под грузом.

После этого приступаем к сборке орнамента. В качестве основы для аппликации могут использоваться пиломатериалы, фанера клеенная, картон, бархатная бумага, ткань.  На основу накладываем кальку с эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения деталей. В соответствии с этими точками собираем орнамент (наклеиваем детали на основу).

Подведем итоги айтыса

— Чей рассказ был интересен?

— Назовите разновидности аппликаций из плоской соломки по способу выполнения.

— Какой материал необходим для выполнения аппликации?

А теперь кокпар

Кто может объяснить, что это такое за состязание во время тоя? (участники на конях вырывают тушку баранины, победит тот , кто с тушей доскачет до финиша.)

4 Проверка усвоенного материала

Задание это состязание будет таким : вам нужно составить алгоритм  выполнение работы  с соломкой и из шаблонов, расположенных на столе нам нужно выбрать те, которые можно использовать  в качестве орнамента

Выбираем эскиз «Казахский орнамент»

 Технология выполнения работы                                                       Последовательность создания аппликации:

Сбор материала в природе

Подготовка соломки к работе

очистка, сортировка

обрезка соломки от коленца до коленца

разглаживание соломки

тонирование соломки

Выбор орнамента

Разбивка рисунка на фрагменты и детали

Перевод деталей на кальку с обозначением тона и направления расположения соломки

Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали

Вырезка деталей

Сборка аппликации на основу

Объявляются итоги состязания

Теперь мы готовы к следующему состязанию нашего тоя. Оно называется килем. Что это такое?

5 Практическая работа Выполнение аппликации «Казахский орнамент» из плоской соломки.( Практическая  работа проходит в сопровождение музыки, проводим физминутку )

Повторяем технику безопасности , правила организации рабочих мест

Текущий инструктаж. Определение правильности перевода орнамента, нанесения направления расположения соломки, подбора тональности.                                                                                            Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения аппликации «Казахский орнамент» на инструкционной карте (приложение 1).

Заключительная часть урока                                                                                                                              Той подходит к концу понравился ли вам урок?                                                                                          Получился ли у нас настоящий праздник?                                                                                              Сегодня на уроке мы с вами познакомились с историей аппликации соломки, с композиционным построением узоров; выполнили практическое задание  составлении орнаментов, применении цветовой гаммы, увеличении и уменьшении рисунка. С заданием все справились успешно. Считаю, что задача, поставленная перед  нами, выполнена.

6 Подведение итогов

7 Домашнее задание: доделать орнамент. На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения объемной аппликации.                                                                                    8 Уборка кабинета.

 

Приложение 1

 

Инструкционная карта                                                                  Аппликация из плоской соломки

 

Последовательность выполнения
Выбрать или зарисовать эскиз
Разбить эскиз на фрагменты и детали, пронумеровать их и нанести направление расположения соломки и ее тональность
Разгладить полоски. Для этого острием ножа-резака разрезать одну сторону стебля соломки, развернув которую получить полоску. Положить ее на деревянную линейку блестящей стороной вниз. Нож-резак должен быть в рабочей руке, а второй рукой надо придерживать край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения надо производить от себя, в результате получаются ровные полоски
Тонировать полоски утюгом при необходимости
Наклеить полоски соломки встык на кальку с обрисованными деталями согласно нанесенному направлению
Просушить наклеенные детали под прессом
Вырезать детали по контуру
Отметить на основе центральные точки
Собрать орнамент