научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием.

85

               Основные методы механической обработки древесины резанием.

9 класс.

Автор:

Рахметкалиев Дамир Ерболатович,

СОШ им. Маншук Маметовой,

Бокейординский район,п. Сайхин

Западно- Казахстанская область ,

 

Цель урока: научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием.

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся знаний механической обработки древесины резанием.

Развивающая: развитие позновательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы на станке, научить учащихся правилам техники безопасности при работе на станках.

Воспитательная: воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Вид урока: информационно — сообщающий, объяснительно – демонстрационный, развивающий.

Форма урока: практическая.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснение.

Средства урока: оборудование и материалы, наглядные пособия.

Межпредметная связь: черчение, ИЗО, физика.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

— Проверка готовности к уроку.

— Повторение темы.

— Актуализация темы.

— Практическая работа.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Изучение нового материала.

 

Обработка древесины резанием на производстве механизирована. Различают механическую обработку древесины со снятием стружки и без снятия стружки. К первому виду относятся пиление, точение, строгание, фрезерование, сверление, долбление и шлифование. Без снятия стружки древесину режут ножницами и высекают в штампах.

     Механическое пиление —  наиболее распространенный метод резания древесины. Осуществляют пиление с помощью лесопильных рам, ленточных, круглопильных и цилиндропильных станков. Лесопильные рамы (пилорамы) и ленточно-пильные станки применяют для распиливания бревен на доски и бруски. С помощью круглопильных станков проводят поперечный и продольный раскрой пиломатериалов. Цилиндрическими пилами на цилиндропильных станках выпиливают клепку для производства бочек.

      Механическое точение – также распространенный метод обработки древесины. Детали обрабатывают на токарных станках.

Строгание и фрезерование древесины – это механическое резание и ее вращающимися многорезцовыми инструментами – фрезами, ножевыми валами, горизонтально движущимися ножами. Они снимают слой древесины в виде стружки.

Строгание и фрезерование бывает продольным (вдоль древесных волокон) и поперечным (поперек волокон). Осуществляют фрезерование на фрезерных, шипорезных и копировальных станках, получают пазы, шипы, гнезда, проушины, а также детали со сложными криволинейными поверхностями. Строгают древесины на строгальных станках, получают ровную гладкую поверхность на заготовках, а также строганный шпон.

      Механическое сверление- выполняют на сверлильных и комбинированных (сверлильно-фрезерных ) станках.

      Механическое долбление – проводят на цепнодолбежных станках для получения прямых пазов, продолговатых отверстий и гнезд.

Механическое шлифование— проводят на шлифовальных станках. С помощью шлифовальных станков деталям и изделиям очень быстро придают гладкую поверхность.

Все рассмотренные методы механической обработки резанием, несмотря на значительные  различия в конструкции режущих инструментов, в характере их движения, в устройстве станков, имеют и существенное сходство. Оно заключается в том, что обработка заготовки осуществляется за счет снятия стружки режущими инструментами , рабочие части которых имеют форму клина. Кроме того, все станки представляют собой технологические машины.

Механическую обработку древесины без снятия стружки проводят с помощью ножниц, с плоскими или дисковыми ножами, а также в штампах, состоящих из подвижного пуансона и неподвижной матрицы. Ножницами разрезают листы шпона и фанеры, а в штампах высекают на них бракованные места.

В школьных мастерских механическая обработка древесины производятся на токарных,сверлильных и комбинированных (фрезерно- круглопильных) станках. На комбинированных станках ввиду их повышенной опасности разрешается работать только учителям.

В деревообрабатывающей промышленности, как и в машиностроении, все более широкое применение находят станки-автоматы. Они более производительны, освобождают человека от тяжелого физического труда, с их внедрением улучшаются условия работы, повышается качество продукции.

  1. Практическая работа.

— Демонстрация приемов резания древесины на станке.

— Самостоятельная работа учащихся по резанию древесины.

—  Всесторонний контроль со стороны учителя.

  1. Анализ выполнения практической работы.
  2. Сдача инструментов приспособлений.
  3. Уборка рабочих мест.
  4. Подведение итогов урока.

(Оценка результатов работы учеников)

  1. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем мы занимались на уроке?

— Чему сегодня вы научились?

— Какие встретили затруднения при выполнении задания?

— Ваши вопросы учителю?

  1. Домашнее задание.