Путешествие по стране добродетелей» (представлена на областном конкурсе «Воспитатель – доброе сердце»,

52

 

Гурьева Е.В.

Авторская программа по духовно – нравственному воспитанию

«Путешествие по стране добродетелей»

(представлена на областном конкурсе «Воспитатель – доброе сердце»,

Цель программы:

  • Развивать основы понимания нравственных категорий.
  • Выработать навыки применения нравственного поведения в повседневной жизни.
  • Коррекция положительных личностных качеств.

 

 

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с различными добродетелями (раскрыть понятие добродетели).
  • Научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств в школе и дома (зачем и как проявлять добродетели).
  • Вовлечь родителей и других членов семьи в процесс нравственного воспитания детей.

 

 

Основные методы обучения:

  • Словесный (рассказ, беседа, обсуждение)
  • Наглядный (доска, картинки, иллюстрации, игрушки и т.д.)
  • Практический (игры, ситуационные тесты, песни, сценки, рисование и разнообразная совместная деятельность – чаепитие, экскурсии и т.д.)

 

 

Основная структура занятия:

  1. Введение. Позитивный эмоциональный настрой (краткий рассказ воспитателя о добродетели под спокойную музыку) – 2-3 минуты.

 

  1. Основная часть.

А) в форме беседы или обсуждения раскрыть значение добродетели (закрепить это значение) – 10 минут;

Б) игра, развивающая данное конкретное качество – 10 минут;

В) заучивание кратких цитат, пословиц и поговорок о добродетелях и их объяснение – 10 минут.

 

  1. Заключительная часть. Творческая деятельность, закрепляющая значение изучаемой нравственной категории (рисование, песни, сценки и т.д.) – 7-8 минут.

 

  1. Домашнее задание: рассказать родителям и другим членам семьи о данной нравственной категории как добродетели

Объяснительная записка

Учитывая специфику усвоения нравственных знаний детьми с психофизическими недостатками в развитии, вся воспитательная работа основывается на системе формирования моральных категорий в определенной последовательности, по этапам.

 

  1. Этап (1 – 4 классы)

Формируются основные моральные представления, понятия, т.е. создается база для формирования оценочных действий, обеспечение необходимого уровня знаний об определенных нравственных категориях.

Тематика занятий:

— аккуратность

— вежливость

— дисциплинированность

— доброта

— правдивость

— стремление помочь

— бережливость

— самостоятельность

 

  1. Этап (5 – 7 классы)

Закрепление и углубление знаний, моральных представлений, критериев оценки и самооценки личности на основе объективных критериев простых по содержанию поступков в различных ситуациях, учащиеся знакомятся с правилами «моральной оценки» (мотив поступка, средства совершения поступка, условия, моральный результат).

    

Тематика занятий:

— активность

— гостеприимство

— дружелюбие

— заботливость

— терпение

— надежность

— скромность

— справедливость

— трудолюбие

— честность

— организованность

— приветливость

— уверенность

 

  1. Этап (8 – 9 классы)

Формирование умений анализировать и оценивать поступки других и свои собственные на более сложном уровне, овладение навыками и умениями по анализу не только простых, но и противоречивых проступков, т.е. таких, компоненты которых не имеют единой ценности и направленности.

     Тематика занятий:

— благодарность

— доверие

— искренность

— милосердие

— сострадание

— настойчивость

— сотрудничество

— умение прощать

— чистоплотность

— бережность

— ответственность