Методические рекомендации к проведению классных часов по правовому воспитанию

272

Методические рекомендации к проведению классных часов по правовому воспитанию

     Одним из  важных видов деятельности классного руководителя является организация классных часов. Однако в последнее время, классные часы стали становиться формальной формой общения, перестали вызывать интерес  у учащихся.

Повысить интерес  учащихся  к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии   друг с другом и с  классным руководителем. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.

Предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитательной работы  классного руководителя.

Методические рекомендации состоят из примерной тематики классных часов, сценария классного часа «Наши права и обязанности» и могут быть использованы классными руководителями старших классов и кураторами колледжей и лицеев.

При проведении классных часов особое внимание необходимо обратить   на качество подготовки выступлений  учащихся (ведущих, участников), их внешний вид, подбор теоретического материала для выступлений.

Примерная тематика классных часов в старших классах:

9 класс
1.Как ладить с людьми
2. Что значит быть взрослым. Чем отличаются взрослые от детей.
3. Расскажи мне обо мне.
4. Для чего нужны карманные деньги?

  1. Стремление к счастью.

    6. Самовоспитание.
    7.Оптимизм.
    8. Способность к прощению.
    9. Выбор нашей жизни.
    10.Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)
    11. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?
    12. Что такое игромания? Я и компьютер.

10 класс
1. Убеждения. Как они складываются?
2. Самовоспитание как «расширение» сознания.
3. Десять заповедей творческой личности.
4. Жестокость, равнодушие и сочувствие.
5. Искусство слушать собеседника.
6. Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты),
7. Стратегия принятия решений.
8. Рефлексия.
9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования (многоступенчатость образования, подготовительные курсы).
10. Семья, отношения в ней взрослых и детей.
11. Права и обязанности.

11 класс
1. Уважение и терпимость.
2. Изберите свою судьбу.
3. Выбор профессии – ответственное дело выпускника. Какие профессии будут востребованы на рынке труда?
4. Учебные заведения нашей столицы.
5. Имидж.
6. Как подготовиться к экзаменам.
7. «Экзамены без стресса»
8.Мы – дети Галактики.
9.Мы через 5- 10 лет.(Анкетирование)
10.«Как использовать свои права» (ситуативная беседа-диалог) и др.

Предлагаемый сценарий классного часа  «Наши права и обязанности»  призван представить опыт работы по   правовому  воспитанию  учащихся, по созданию условий для формирования гражданских чувств.  Правовое образование — неотъемлемая часть общей культуры гражданина.   В наше сложное время именно школа может создать условия для формирования правовой культуры подрастающего поколения. Правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни общества.

 

Тема:  «Наши права и обязанности»

Цель:

  1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
  2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”,

показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

  1. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.
  2. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
  3. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

  1. Выставка литературы по правовому воспитанию.
  2. Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.
  3. Карточки с понятиями.
  4. Анкета о правах и обязанностях учащихся (для творческого д/з).
  5. Эпиграф к занятию: «Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение)

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Психологическая установка на хорошее настроение.
  2. Объявление темы классного часа и цели занятия:
  3. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
  4. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
  5. Показать единство прав и обязанностей.

 

III. Учитель: Итак, тема разговора: “Наши права и обязанности”.

Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учитель: Какие виды права вы можете назвать?

Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д. Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Учитель: Итак, права человека-гражданина – это…

Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей. Общество людей должно жить по правилам ,и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Учитель.  Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля.

Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного. О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем…

Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу… Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем…

Учащийся:

Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.

Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образование, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование. Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. На уроках обществознания мы с вами сразу определились с таким принципом: “Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.

Учащиеся заканчивают фразу хором:

“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 «Конвенции» гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

 

Заполнение  анкеты

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
  2. Что обязан делать ученик?_____________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

  1. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то, и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Общие выводы по ходу диалога:

Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы.

Давайте выделим  группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.

Право на:

— жизнь;

— имя;

— гражданство;

— благополучие и любовь;

— образование;

— отдых на личную жизнь;

— собственное мнение на мирную жизнь;

— здоровый образ жизни.

 

  1. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

 

Прогнозируемая педагогическая результативность

Предполагается, что данное воспитательное мероприятие будет способствовать: созданию положительных эмоций, максимальному проявлению своих творческих сил, повышению социально – правовой компетентности старшеклассников; воспитанию взаимоуважения, толерантности, повышению уровня межличностных отношений; воспитанию гражданской позиции, повышению самосознания.