Табиғатты аялау – ата салтымыз. Тәрбиеге мән берген дана халқымыз

88

Тақырыбы: Табиғатты аялау – ата салтымыз. Тәрбиеге мән берген дана халқымыз

Тема: «Берегите землю»

Мақсаты: Оқушыларды табиғатты аялау әрбір адамның азаматтық парызы екенін. Туған жер, атамекен, табиғат деген ұғымдарды олардың бір-біріне мағыналас екенін түсіндіріп, олардың білімін жетілдіру, ата – салтымызбен таныстырып,, осы бағытқа тәрбиелеу.

Цель:Формирование экологической культуры подрастающего поколения и принципов его повседневной жизни, которые станут основой его мировоззрения и помогут принимать грамотные решения во имя сохранения природы, духовного и физического здоровья человека. Развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Көрнекілік: суреттер көрмесі, костюм көрмесі, плакаттар, шарлар, подиум

Оборудование: плакаты, шары, выставка картин, выставка костюмов

Өткізу жері: акт залы

Место проведения: актовый зал.

Мерекенін барысы.

Ход мероприятия.

Чтец1.Человек, я жива еще, я дышу.

Человек, не говори мне: «Я спешу!».

Человек! Послушай меня!

Человек,  отличи ночь от дня.

Не гони меня, человек,  прочь,

Человек, ты мне можешь помочь.

Я тебя еще могу простить…

Человек, а ты можешь любить?!

Полюби, человек, мир!

Мне не надо в атмосфере дыр.

Человек,  погляди вокруг!

Это- слышишь? – воды звук…

Не трави, человек, рек!

Не умри от жажды, человек…

Не руби, человек, лесов

И не куй мне, человек, оков.

Человек, перестань убивать,

Перестань меня, человек, пытать!

Ты, человек, не видишь счастья в океане,

Не видишь радости в той ели голубой…

Кто обманул тебя, и кто в обмане

Кто сбережет Ваш край родной?

 

1 бала

Шешілмейтін жұмбағы, сұрағы көп

Бұл өмірге келген соң бір-ақ рет,

Қалу керек өмірдің бұлағы боп,

Қалу керек өмірдің шуағы боп.

Табиғатта сезім де, құлақ та бар,

Ренжітсең күрсініп жылап та алар.

Аяласаң жаныңа шуақ тамар,

Қажығанда бойыңа қуат болар.

2 бала.

Қанша жақын тартсаң да белгілі ғой

Одан жақын ешкімді таба алмасың.

Сезінген соң қараңғы, жарық барын

Оң, солыңды келсе егер анықтағың.

Ол ауырса сенің де ауырғаның

Ол сауықса сенің де сауыққаның.

Табиғаттың қабағы қашанда ашық,

Сезбесе егер адамнан қауіп барын.

Вед 1. Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь.

Вед 2. А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть-

Леса и горы, и моря,

Все называется Земля!

Вед1. С 1970 года 22 апреля в мире отмечается День земли – день активных и практических дел в адрес природы.

Вед 2. День земли – напоминание о страшных экологических катастрофах и о необходимости предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли.

Вед 1. День Земли – призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе на планете Земля, объединить людей планеты в деле защиты окружающей среды.

Вед 2. Его можно казвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

Вед 1. Мой земной, мой родной, мой окружающийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в тёмном, холодном, безбрежном космическом пространстве среди звёзд и кажется, нет этому пути конца…

Сегодня мы проводим конкурс среди 7-10 классов и его будут оценивать наше жюри в составе:

  1. Баранова Татьяна Владимировна
  2. БаймагамбетоваЖанылсынКапаровна
  3. ТуребаеваРысалдыМукашевна
  4. Нурмухамедова Камила

Вед 2. SOS- мольбу о спасении издаёт Земля.

Чтец1: Я – живая планета Земля

Я – горячее пламя огня,

И белый холодный снег,

Я- маленькая капелька дождя.

И вода всех морей и рек.

Я – взрыв, извержение вулкана,

И тихий ветер, и пушстые облака,

Я –нераскрытая тайна океана,

И живая планета земля

Я –невидимая тень луны,

И яркий солнечный свет,

Я – призрак далёкой звезды.

Живущий тысячи лет.

1 жүр. Табиғат- бүкіл тіршілік атауының алтын ұясы және аялы бесігі, құтты қонысы мен өсіп-өнер мекені.

Адамдар, Жер-сенің аяулы бесігің

Осы жер үстінде аштың сен тіршіліктің есігін

Онымен кіндіктес жаның да, қаның да.

Жер- жаһанды аялап тұр алақанын да.

Жұлдыздар аспаннан құласа жамырап

Күн де ұлы сәулесін төгеді жадырап

Бар тірлік тұрады бұл жерден жолын ап

Дүниеге Жер- қара шаңырақ.

2 жүр. Табиғат- адамға қажет, баға жетпес байлық. Ол – ырыс пен мол қазынаның қайнар көзі. Сондықтан халқымыз «табиғат адамзаттың өмір нәрі, қажетінің табылар содан бәрі деп дәріптеген.

«Қазына қара жерде», дейді- халық

Күн көрген осы жерден ырыздық алып

Жер- Анадан үзіліп кете алмаған

Кемеңгер не бір дана, не бір алып.

Чтец2: Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли, Человек?

Вед1: Лес – главное богатство нашей планеты. А в погоне за комфортом мы вырубаем леса. Лесные массивы катастрофически сокращаются. Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты. Сейчас их осталось 1/3 часть. Леса ничем не заменить. Здесь пропадает шум городских улиц.50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев. В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.

Песня: Песня «Берегите лес» на мелодию песни Бухенвальдский набат.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте лесные голоса.

Звери просят помощи — не троньте

Родины леса! Стройные леса!

Вы их сберегите от порубки,

От пожаров с дымом до небес!

Люди мира будьте зорче втрое.

Берегите лес (2 раза)

Берегите (2 раза)

Берегите лес!

Чтец1:Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Вед2: Гибнут леса из-за пожаров. По вине человека происходит до 80% лесных пожаров.

Чтец2: Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошёл.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

1 жүр. Табиғаттың көркін ажарландырып, жер бетін саялы баққа айналдыратын байлық көзі – су. Халқымыз ежелден-ақ суды қастрелеп, «сулы жер- нулы жер», су- табиғаттың айнасы, су біткен жерде өмір де бітеді, судың да сұрауы бар деп, суды ерекше бағалап білген.

Су деген тіршіліктің қаны емес пе

Су деген табиғаттың жаны емес пе

Су жоқ жерде өмір жоқ, ол – ақиқат

Күміс су қара жердің сәні емес пе?!
2 жүр. Арал теңізі өзінің үлкендігі жөнінен дүние жүзінде төртінші ал ТМД елдерінде екінші орын алады. Оның жалпы ауданы- 64,5 мың шаршы километр. Ондағы судың көлемі бір мың текше метрден асады. 60-жылдардың бас кезінде Арал теңізіне су әкелетін Әмудария мен Сырдария өзендерінің бойында егістік көлемі қарқынды дами бастады. Бір кезде бұл маңда 7 миллион гектардан егістік алқап болды. Соның салдарынан Арал теңізінің ауданы бірнеше мың шаршы километрге азайып, ондағы су қоры да кеміді, ал суының тұздығы 11 ден 23 процентке артты. Мұның бәрі Арал өңірін «экологиялық қасіретке» әкеп соқтырды. 1961 жылмен салыстырғанда қазіргі кезде теңіз деңгейі 16 метр төмендеп, жағалаудан 100-120, ал кейбір тұстарында 150 километрге дейін шегінді.

1 бала.Мен үшін Аралым- жыр, Балқашым- ән,

Бойымда соларды ойлап ән тасыған,

Күні ертең келер ұрпақ шарқ ұрмасын

Таба алмай жер шарының картасынан.

Ышқынып құлазығын құм қармаған,

Дауысын толқындардың тыңдар ма адам?

Айырылып қос көлінен- қос көзінен,

Қалмасын соқыр болып туған далам

2 бала. Ей, замандас! Ең алдымен досыңды ұқ,

Досың- жер, су, мөлдір ауа, өсімдік.

Ала жүріп осылардың сыйлығын,

Осыларды қорлау деген не сұмдық?

Жер ешкімге жазбайды деп арыз да,

Барын сарқып ала беру парыз ба?

Жоқ, замандас. Әр ұрпаққа туған жер

Не берсе де, беретіні- қарызға.

 3 бала.

Су жүргізер тіршіліктің тамырын

Су жоқ болса тірлік таман бауырым.

Судың мәнін түсіндік түр маңызын

Суды сақтап ұмытпайық қадірін!

Вед1: «Вода… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». Так сказал о воде Антуан де Сент-Экзюпери.

Сценка:2073 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 10 раз. В связи с этим Каждый житель Земли получил специальную магнитную карточку, по которой он мог получить свою суточную норму — 200 мл воды.

На сцене — пункт раздачи воды. На пункте – раздатчики юноша и девушка. Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает девушке две карточки. Юноша  проверяет карточки.

Юноша- обращаясь к раздатчику: 400 миллилитров.

Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально. Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к девушке): Нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.

Юноша-: Я видел, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Женщина садиться у края сцены и плачет.

Мальчик (обращаясь к девушке-): Простите, а почему мы не можем получить еще воды?

Девушка: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Девушка: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Девушка: Если хочешь, я могу рассказать.

На сцене остаются только мальчик и девушка. На середине сцены — ширма, на ней — рисунок озера с чистой водой

Девушка :Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете , Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

«Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью».

Вед.1Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли компоненты стиральных порошков.

В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились микроорганизмы, которые вредны для людей и животных.

Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Вед 1. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики  нашли компоненты стиральных порошков.

В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рене, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились микроорганизмы, которые вредны для людей и животных.

Никто на станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате- миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Первым конкурсом объявляется конкурс стихов

Земля за кулисами:

— Я Земля! Я — в беде!

Взгляните, люди, на меня:

Пылаю я в дыму огня.

Меня взрывают, роют, жгут.

Меня совсем не берегут.

Бутылки, банки, коробки.

Погибну скоро я с тоски.

Конфету съел — и что, малыш,

Бросаешь фантик, не глядишь?

Пуста  бутылка, все испил?

А унести не стало сил?

Услышьте голос мой родной

Я плачу дождевой слезой.

Я задыхаюсь, не молчу

Землетрясениями кричу.

Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистой и здоровой!

Чтец:

“Земля – что вынул экскаватор,

Лежала тёплой, чуть дыша…

Заметил кто-то виновато:

“И в чёрном теле есть душа”.

Вед.2Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.

Чтец:

И та Земля, что держит нас под плечи,

Измерь её на север и на запад,

Тебя забыла, нежность человечья,

Какая ты на ощупь и на запах…

И сердце вдруг, смешалось, как ребёнок

И зарыдало громко, до удушья,

Над кровною святыней, погребённой

Под грудью людского равнодушья.

Жүр 1. Табиғат байлықтарының ішіндегі тіршілік атаулының өмірлік өзегі, аңсар арманы – таза ауа.

Тіршілік не дейсің ғой ең қымбат?

Тіршілікте адам қымбат, сен қымбат.

Ал адамға ауа қымбат бәрінен,

Ауа қымбат, алатұғын дем қымбат.

1 бала. Таза ауасы даланың,

Салтанаты қаланың

Әлдилейді тербетіп,

Жас жүрегін баланың

Естіп қалсам күлкісін

Мәз-мейрам боп қаламын.

Тал, қарағай көк өрім,

Айдын көлің, өзенің,

Қар жамылған асқар тау,

Байтақ дала- өз елің.

Дарқан елдің еркесі,

Бақытты бол бөбегім!

2 бала.

Болмасын ауа ешкімнің арман, мұңы,

Ауадан артық ас жоқ жалғанда ұлы.

Ойлашы, кімге керек боламыз біз,

Жұтудан таза ауаны қалған күні.

Бола алмас аспан ұя зауалына,

Жауларды тартар уақыт жауабына

Бомбасын жер мен суда сынатпаймыз,

Улауға жол бермейміз ауаны да.

Ведущий:

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. Непредсказуемость погоды последних 10-и лет приводит к мысли об изменении климата. Среди прочих газов в атмосферу поступает около 1 млн.т хлорсодержащих фреонов. В результате источается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой.

В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

(Инсценировка). В сегодняшнем специальном репортаже мы расскажем вам, откуда взялись некоторые загрязнители и какой вред они наносят людям, растениям и животным.

Итак, наше первое интервью – с твердыми частицами.

(«Твёрдые частицы» в перепачканных и неопрятных костюмах подходят к нему, держа в руках плакаты и скандируя:

Пыль, копоть и сажа!

Загрязнение – не преступление!

Копоть, сажа и пыль!

Охрана природы – вне закона!)

Вед1, (кашляет и отмахивается от них): Итак, вы – твердые частицы.

Копоть: Да, я – Копоть, это Сажа, а это – Пыль.

Вед2: Так вы, ребята, и есть те мельчайшие частицы, из-за которых воздух выглядит задымленным?

Сажа: Да! Некоторые из нас попадают в воздух во время строительства или при добыче полезных ископаемых, или при распашке земли (Бросает в воздух щепотку пудры).

Копоть: Но больше всего нас попадает в воздух, когда что-то горит, например, бензин в двигателях автомашин, или уголь в топках электростанций, или просто дрова в печи.

Пыль: А я очень люблю забираться вам в глаза и делать так, чтобы они слезились и чесались, и чтобы в горле першило, и …

Сажа: Эй, Пыль, кончай хвастаться! Пора возвращаться. (уходят)

Вед1: А теперь я хочу представить вам Двуокись серы (поворачивается к ней и тут же зажимает нос). Насколько мне известно, вы только что прилетели с Кольского полуострова?

Д.С.: Конечно, я ни за что не упустила бы такой возможности.

Вед1: Уверен, всем интересно узнать, как вы попадаете в воздух, которым мы дышим.

Д.С.: Вы, что газет не читаете? Ведь обо мне пишут на первых страницах чуть ли не каждую неделю! В основном я появляюсь из труб электростанций, сжигающих уголь для получения электричества. Но и у вас я как дома. Половина домов на вашей станции отапливается углем. (обращается к зрителям) У кого дом отапливается углем? Аа! Родные мои! (приветливо машет им рукой).

В1: А какие пакости вы делаете?

Д.С.: Пакости – это по мне! (хихикает) Мне очень нравится делать так, чтобы людям стало трудно дышать. И даже деревья из-за меня медленнее растут. Но самая любимая моя гадость – это когда я поднимаюсь высоко в воздух и смешиваюсь с капельками воды. Тогда я превращаюсь в кислоту и проливаюсь на землю кислотным дождём. (брызгает водой в зрителей).

В1: Кислотные дожди – серьёзная проблема. Они угнетают растительность, усиливают коррозию металлов, разрушают мраморные сооружения.

Д.С.(с гордостью): Так точно! Я ведь могу преодолевать очень большие расстояния, чтобы делать свою чёрную работу.

В: Надеюсь, когда-нибудь мы от вас избавимся.

Д.С.: Где вам со мной справиться! (и улетает)

В: Что я могу сказать?! Эти загрязнители воздуха – крутые ребята. Но люди создали их, люди должны от них избавиться. И ждать нельзя – будет поздно.

(Вопросы каждой группы зрителям в зале).

  1. Сколько времени необходимо для восстановления 1 см почвы? (100-300 лет).
  2. Кто занимает первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу? (Автотранспорт).
  3. Как долго будет разрушаться выброшенная в лесу бумага? (1-2 года).

1 бала

Ей балалар, балалар!

Аман болсын аналар!

Құстарда да ана бар,

Құстарда да бала бар,

Кім сүймейді баласын?!

Осылар еске түскенде,

Ойың да әбден піскенде,

Бір ойланып қаласың!

Өсіруге баланы,

Құстар ұя салады.

Жасауға жұмсақ ұяны,

Жабағы жүнді жияды.

Жабағы жүнді жияды,

Жайлы қып жасап ұяны,

Жұмыртқасын салады.

Бір қуанып қалады.

Тырнақтай құстың жауы көп,

Құрулы ажал-ауы көп.

2 бала.

Мен жасаған ұяға

Ұшып келем қиядан

Қараторғай ән салды

Тамашалап тамсады.

Туған жерім армысын!

Жылы ұям-ау бармысын?

Күзде ұшып кеткеннен

Оралғанша көктемде

Дала кезіп шаршадым.

Туған жерді аңсадым.

3 бала.

Балалар, мұны ұғындар,

Уәдеден шығыңдар!

Құстар біздің досымыз!

Құстардың біз досымз!

Ұшып жүрсе аспанда

Сыр түйеді жас жанға.

4 бала.

Балалық қып қызбайық!

Құс ұясын бұзбайық!

Жұмыртқасын алмайық!

Обалына қалмайық!

Тақия тұзақ салмайық!

Қарғысына қалмайық!

Әдейі көздеп атпайық!

Көп күнәға батпайық!

Чтецы:Как долго будет разрушаться Земля?

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Воздух: Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Лес : Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Вода : Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

А что делаем мы, чтобы Земля жила? (Все хором)

Вторым конкурсом объявляется конкурс картин:

Ведущий 1.   Наши леса находятся сегодня в крайне критическом состоянии, а сколько еще компонентов природы страдает по вине человека. Безжалостно разрушаются и загрязняются почва, вода, воздух. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных, навсегда исчезают с лица Земли растения. Отовсюду слышен крик о помощи. И если человечество не услышит его, не остановится во время, наша прекрасная планета будет уничтожена.

Ведущий 2.   Мы не должны этого допустить. Человечество хочет жить, и оно должно сделать все возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

Лесные правила:5класс

1: Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай, и играй.

Только чур не забывай,

2:   Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Ветки дуба не ломай!

Мусор с травки убирай!

 3: Из рогаток не стрелять,

Ты пришел не убивать!

4: Зря костра не разводи –

Не далеко до беды.

В жаркий день огонь в дровах

Будет лесу злейший враг.

5: Вас много, ребята,

Пусть каждый из вас

Хоть кустик для леса

Посадит сейчас.

Чтец:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Третьим конкурсом объявляется конкурс модель костюма:

Ведущий:

Есть чудеса на белом свете,

Цветет, как мак, заря вдали…

На голубой своей планете

Встречайте, дети, День Земли!

Чтец:

Прости, Земля, прости, прости, прости…

Мы – люди – так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести

На многое смотрели… и не видели.

Мы думали тогда – так было надо.

Мы рьяно жгли, сушили и рубили

И вот теперь за это нам награда:

Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили.

Чтец:

Зарницы в небе вспыхнули не зря,

Очнитесь, люди, и поймите, люди

У нас на всех всего одна Земля,

Другой Земли у нас уже не будет.7( класс)

  1. Человек, оглянись, осмотрись и пойми,

Как страдает Земля от ошибок прогресса,

Что остались валежник да чёрные пни

От когда-то густого, весёлого леса.

  1. Припади к роднику – он из вечных глубин,

Его голос звучит, он на солнце искрится.

Человек! На Земле ты живёшь не один,

Сохрани для потомков ключи жизни чистой.

  1. Позаботься о том, чтобы малых детей

Не коснулись дождя ядовитые капли,

И деревья стояли в сплетенье ветвей,

И учились полёту птенцы серой цапли.

Ведущий:

Не молод и не стар он, шар земной,

Он входит в замечательные годы,

Живую красоту его стеной,

Живой стеной

Должны прикрыть народы.

Звучит песня (На мотив «У солдата выходной»)

Быть экологом, друзья,

Нелегко совсем.

Но спасение Земли

Не сравню ни с чем.

Пусть вокруг шумят леса,

Птичьи голоса

Сохраним и сбережём

Природы чудеса (2раза)

Жүр 1. Табиғатты аялау әрбір адамның абыройлы да, азаматтық парызы. Табиғатты сүйе білген, оны аялы алақанымен аялай білген адамның ары да, жаны да таза болады.

О, туған жер, қасиетті топырағың,

Сендік махабаттымның оты жалын,

Сені қандай сүюдің керектігін,

Мен ешқандай кітаптан оқымадым.

Сенде тас та қастерлі, аспан да алау,

Сенде жанды тербетер дастан бар-ау

Мына менің өмірге құштарлығым,

Сені жақсы көруден басталған-ау.

Вед1: Я обнял глобус – шар земной.

Один – над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

Жүр 2. Табиғаттан нәр алған ғой жанымыз

Жер бетінің ажары ол – сәніміз

Туған өлке табиғатын аялап

Ұсынайық жүрек нұрын бәріміз.

Вед2:Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я: « Не солгу,

Родной тебя, я  сберегу».

Вед 1. Слово для подведения итогов трёх конкурсов предоставляется жюри.