Урок познания мира 1 класс Тема урока. Птицы осенью

133

Урок познания мира 1 класс

Тема урока. Птицы осенью

 

Цель: ознакомление с жизнью птиц осенью; выяснение причины отлёта птиц в теплые страны

Задачи: расширить знания детей о птицах, закрепить знания о подготовке к зиме животных, научиться определять группы птиц

Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, грамотную связную речь

Воспитывать заботливое отношение к птицам

Оборудование: картинки птиц, игра «Собери картинку, тесты, игра «Кормушка», карта мира с табличками

 

Ход урока

  1. Орг.момент

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились.

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

 

  1. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, как разные виды животных готовятся к зиме.

Сейчас вы посмотрите разговор лесных жителей и скажите, какие изменения происходят в живой природе осенью.

СЦЕНКА

Выходит ученик в костюме ворона:

— Жители леса! Зима у лесного порога, а все ли к её приходу готовы?

Звери и птицы отзываются:

-Готовы, готовы, готовы

Ворон:

— А вот мы сейчас проверим. Перво — наперво зима холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы в зимние шубки переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелетные, в тёплые края улетим!

— Мы осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

Ворон: Вторым делом зима листья с деревьев сдерет и снегом засыплет.

Звери: Пусть засыпает. Тише в лесу станет.

Ворон: Третьим делом — зима всех насекомых морозом прищелкнет!

Птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

Звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойнее!

Ворон: Четвёртым делом зима скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, метелей напустит, холодных ветров науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

Звери и птицы:

— Пусть себе донимает! Нас скукою не проймешь!

— Что нам ветры и морозы, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках.

— Будем сытыми — не заскучаем! (все птицы и звери говорят вместе)

 

— Какие же изменения происходят в живой природе осенью?

 

  1. Животные одеваются в тёплые шубки

 

  1. Готовят к зиме тёплые норки, берлогу

 

  1. Птицы улетают в тёплые края

 

  1. Исчезают насекомые

 

  1. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью птиц осенью и постараемся найти ответы на некоторые вопросы.

  1. Все ли птицы улетают в тёплые края?
  2. Почему некоторые птицы улетают ?
  3. В каком порядке улетают от нас птицы?

 

  1. Изучение нового.

Загадки о птицах

 

 

  1. Черный жилет,

красный берет,

Нос, как топор,

хвост, как упор. (Дятел)

 

2.На 1 ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.( Цапля)

 

3.Окраской сероватая,

повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая,

известная персона,

Это же … (ворона)

 

  1. Угадайте, что за птичка,

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

 

  1. Непоседа пестрая,

птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

самая болтливая. (Сорока)

 

  1. Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.( кукушка)

 

  1. Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    В теплый край я не летаю,
    Здесь под крышей обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый … (воробей).

 

8.Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.( скворец)

 

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)

 

 

Деление на две группы (зимующие(осёдлые) и перелётные). Дети на местах работают на листе

— Почему вы так разделили?

 

— А почему же птицы улетают? А почему не все птицы улетают?

Игра «Собери картинку». На столах у детей разложены картинки с изображением птиц на одной стороне и кормом для этой птицы на другой стороне.

1 ряд – насекомоядные соловей, кукушка, ласточки, стрижи

2ряд – зерноядные  скворец, дрозд, грачи, сойка

3 ряд – водоплавающие птицы: утки, гуси, цапли, журавли

 

Вывод: Птицы улетают зимовать в тёплые страны, потому что им нечего становится есть в нашей местности.

 

— А в каком порядке улетают птицы? Почему?

Ф и з м и н у т к а.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

-Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. Ученые точно определили, где именно зимуют разные птицы: ласточки, стрижи жаворонки – в Африке, утки, грачи, скворцы – во Франции или Италии. Некоторые утки зимуют в Северной Америке.  Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца.

 

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции птиц, о местах их зимовки. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Эту загадку природа, возможно, когда-нибудь нам откроет.

Знакомство с зимующими птицами.

— Так почему остаются с нами такие птицы как воробей, ворона, голубь?

Эти птицы живут в городе рядом с людьми. В городах есть немало мест, где можно согреться и найти корм. Эти птицы всеядные. Они питаются тем, что найдут: это и крошки, и личинки, семена, ягодки.

  1. Закрепление.
  2. Работа с тестами.

Выбери правильный ответ.

  1. Птицы – это животные, тело которых покрыто ;

А) чешуёй

Б) шерстью,

В) перьями

  1. Выбери перелётных птиц и нарисуй на лапке кольцо
  2. Что птицам страшнее:

А) голод

Б) сильный мороз

  1. Беседа. А трудно зимующим птицам найти корм зимой? Как можно им помочь?
  2. Игра «Покорми птиц»

Выходят ученики.

1 ученик:

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

2 ученик:

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

3 ученик:

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

  1. Итог урока.

На какие вопросы мы нашли ответы? Дома я предлагаю вам нарисовать любую перелётную птицу и составить о ней маленький рассказ.

Учитель:

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока —
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда