В.Осеева «Добрая хозяюшка»

191

Тема:  В.Осеева «Добрая хозяюшка»

Цели: формировать представление о творчестве В.Осеевой, совершенствовать навыки сознательного, беглого и выразительного чтения, учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев;

развивать творческие способности и творческое воображение учащихся, развивать память, связную речь;

воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед  друзьями.

Тип урока: комбинированный

Межпредметная связь: самопознание

Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки со словами к схеме, карточки с пословицами, разноцветные листы для проведения «ковра идей», компьютер, магнитофон, учебник, иллюстрации к произведению.

 

Ход урока.

 

  1. I. Психологический настрой
  2. II. Фаза вызова интереса.

1) Разминка: чтение слогов, слов предложений демонстрируемых на компьютере (с элементами анимации)

2) — Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали?

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

— Как вы думаете, что такое доброта?

— Среди слов, которые записаны на карточке, назовите те, которые подходят к слову «доброта»

Отзывчивость, упрямство, помощь, щедрость, страх, сердечность, грубость, неуважительность, бескорыстие, забота, внимательность.

Составление схемы

 

— Про какого человека можно сказать, что он добрый?

— Прочитать определение доброты и доброго человека

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
  • Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

 

— Мы вернемся к этим словам после чтения произведения В.Осеевой «Добрая хозяюшка».

 

III. Подготовка к восприятию текста

Показ портрета писательницы

— В.Осеева написала много произведений для детей. Они серьезные и юмористические и юмористические. Она писала о любви к природе, дружбе и трудолюбии.

— Как вы думаете, о чем будет произведение «Добрая хозяюшка»?

  1. IV. Работа над произведением.
    • Первичное чтение с остановками

Чтение эпизода о петушке

— Была ли девочка петушку настоящим другом?

— Почему она решила поменять его на курочку?

Чтение эпизода про курочку

– Понравилась девочке курочка?
– Чем закончилась эта дружба?

Чтение эпизода про уточку

– Может быть, дружба с уточкой получилась?

Чтение эпизода о щенке

– Как развивались события дольше?
– Почему же девочка осталась одна?
— Можно ли назвать девочку доброй хозяюшкой?

  • Повторное чтение

Чтение рассказа детьми с переворачиванием книги по сигналу учителя.

  • Выборочное чтение

– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.
– Может быть, курочка обрадовалась?
– А уточка?
– А как поступил щенок?

– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»
— Уважаете ли вы девочку за такие поступки?

  • Работа с пословицами

— Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)

Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.

Улед ямерв, а ехетоп – сач.

Яьзурд ястюанзоп в едеб.

Йырбод кеволеч урбод и тичу.

Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.

Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар.

— Объясните свой выбор.

– Почему девочка осталась без домашних питомцев?
– Можем ли мы  уважать ее за такие поступки?
– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
– Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?
– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.

  1. V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

«Ковер идей» (работа в группах)

Вернуться к ассоциациям к слову «доброта»,  написать ответ на вопросы (по этапам)

— Какого человека можно назвать добрым?

— Что надо делать для того, чтобы вас называли добрым человеком?

— Что надо сделать каждому из вас, чтобы стать быть добрым?

Оценивание ответов учащихся учителем, оценивание детьми своего участия на уроке (что получилось, что вызвало трудности, над чем стоит поработать)

  1. VI. Домашнее задание

Напишите письмо девочке. Что бы вы сделали на ее месте? Как поступили бы?

 

В завершении урока исполнение песни «Будьте добры»

 

 

 

Материал для физминутки

Всем привет,  мои друзья! (поднимаем руки вверх и машем ими)

День настал и спать – нельзя! (разводим руки в стороны)

Раз – цветы польём водицей, (имитируем движения)

Два – пшена насыплем птицам,

Три – с сестрой пойдем гулять,

Сказки добрые читать.

А четыре – очень быстро

Сделаем наш дворик чистым!

Много добрых дел вокруг.