Урок исследование «Времена года»

51

Урок исследование «Времена года»

Подготовительный класс

8 декабря 2011г.

Щельнова О.И.

 

Цели: формирование научного мировоззрения; знакомство с методами познания природы;

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.

Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.

Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

 

Оборудование:  иллюстрации с картинами природы в разное время года, плакат «Солнечная система»,теллурий, глобус, мультфильм «12 месяцев»,импровизированные деревья «Времена года»,воздушные шарики.

 

Ход урока

 

Организационный момент

Определение темы урока

-Сегодня мы будем говорить с вами об изменение. Как вы думайте, что обозначает это слово? (Записывает ответы детей)

 

-Прикрепите постики , насколько много вы знаете об  этом.

 

-Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «12 месяцев»

.Просмотр мультфильма

 

-Какие происходят изменения на Земле?(Ответы детей)

 

Правильно, происходят сезонные изменения в природе. Изменяются времена года.

-Какие вы знаете времена года? Найдите название сезонов. (Дети показывают)

-Сколько их? Посчитаем.

-Кто знает названия на казахском или английском языках?

 

Работа по группам

-Каждой группе будет необходимо подобрать материал, соответствующий времени года и рассказать об изменениях.

Презентации работ детей.

 

-Почему происходят изменения?

-Почему летом жарко, а зимой холодно? ((Записывает ответы детей)

 

 Связь.

-Что идёт за зимой? за весной ? за летом? за зимой? Как расставить времена года так , чтобы они никогда не кончались .Постройте модель.

-Самое лучшее расставить их по кругу. Повторяющиеся  элементы называются циклом.

 

Послушайте сказку.

Жил–был Архитектор Вселенной, который создал все планеты и звезду под названием Солнце. Самой любимой была планета Земля.

Однажды отправил он своих помощников, крылатых строителей, узнать, все ли довольны его работой. На Земле людям было скучно .Люди изо дня в день делали одно и тоже. В одной части планеты всегда было холодно ,а на другой всегда было жарко.

 

Архитектор Вселенной очень любил людей, потому решил их развеселить и сделать подарок. Думал он, думал, что бы такое им понравилось? И решил подарить чудеса.

Разные времена года.

 

Проблемная ситуация.

-Подумайте  и решите ,что придумал великий Архитектор Вселенной ?Как на Земле появились времена года? Как он сделал ,что зимой холодно ,а летом жарко?

 

Ответы детей.

 

Архитектор Вселенной наклонил Землю. Лучи Солнца теперь падали на ее бока и полюса под разным углом, и от этого становилось одной стороне теплее, а другой холоднее. Пролетела Земля дальше вокруг Солнца, и все поменялось местами: где было тепло — похолодало, а где было холодно — там потеплело. И, кружась вокруг своей оси, планета полетела вокруг горячего Солнца.

И появились на Земле времена года.

Наступила первая зима. И люди увидели, как с неба падают белые снежинки. Каждая из них легко таяла в ладони. Но в несметном количестве они будто мягкой шалью кутали дороги, поля и крыши домов, оседали на ветках деревьев. Реки покрылись бело-голубым льдом. И люди залюбовались снежной планетой, такой прекрасной в мерцающем белом одеянии. Они грелись у печек с веселым, потрескивающим огнем и научились рассказывать сказки.

Пришла первая весна. Потеплело. Люди увидели, как тает снег и из-под него показываются первые нежные ростки. Люди следили, как просыпаются деревья, как они одеваются зеленой листвой и начинают цвести, даря чудесный аромат. Люди впервые видели, как появляются цветы и превращают поляны и лужайки в затейливые узорчатые ткани. Зажурчали ручьи и беззаботно запели птицы. И все это — благоухание, пение птиц, красота обновления и радость жизни — вызвали в них новое чувство: люди научились любить.

После весны появилось первое лето. Люди радовались теплу, купались в прогревшихся реках и озерах, собирали созревшие ягоды и фрукты. Люди варили варенье, делали вина и собирали для тканей хлопок и лен.

Впервые пришла осень. Похолодало. Люди с удивлением наблюдали, как листва на деревьях изменила свой цвет, стала желтой, красной, оранжевой, бордовой, начала опадать. Люди увидели первый листопад и зачарованно слушали шуршание высохших листьев. Люди услышали, как печально стучит дождь по крышам, и узнали, как уютно под стук капель пить на кухне горячий чай. И они научились видеть красоту и грустить.

Люди радовались каждому чуду, подаренному им Землей. И они научились быть счастливыми

.

Составим гистограмму.

-Какое ваше самое любимое время года? Приклейте постики с вашими именами на деревья.

 

 

-Почему происходят изменения?

-Почему летом жарко, а зимой холодно?

-Создайте свою модель мира и объясните изменения на Земле.

(Ответы детей)

 

-Подумайте и  напишите или нарисуйте ,что ещё вы бы хотели узнать.

 

Рефлексия.

-Посмотрите на свои постики  ,где они находятся . Переклейте их выше на столько на сколько вы узнали больше нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дополнительные сведения.

Итак, почему происходит смена времен года на Земле? Главная причина смены сезонов это, то что земной шар находится под углом по отношению к солнцу. Ось земного шара образует угол с орбитальной плоскостью в 66,56°.

За один год наша планета проходит траекторию по своей орбите вокруг солнца под наклоном. В течение года разные части Земли находятся под разным углом напротив Солнца, одни части земного шара находятся прямо напротив солнца, в то время как другие части находятся под большим углом.

Но не только угол наклона влияет на времена года. Орбита по которой земля движется вокруг солнца имеет не круглую, а эллиптическую форму. В течении года планета Земля то приближается к солнцу, то отдаляется.

Весеннее равноденствие — 20 — 21 марта.

Осеннее равноденствие — 22 — 23 сентября