Однородные члены предложения

224

Тема: «Однородные члены предложения»

Цель урока: познакомить детей с понятием «однородные члены предложения»

Оборудование: доска с заданиями, книжки-карточки, плакаты с заданиями, таблица на доске, индивидуальные таблицы, индивидуальные карточки с проверочными заданиями.

Ход урок.

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте! Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Над какой большой темой мы работали на предыдущих уроках?

Дети. Предложение.

Учитель. Запишите название темы в тетрадях.

  1. Повторение изученного ранее.

На доске. В саду растут сливы.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Что записано на доске?

Дети. Это предложение.

Учитель. Докажите, что это предложение.

Дети. Слова связаны между собой и выражают законченную мысль.

Учитель. Дайте определение, что такое предложение?

Дети. Предложение – слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Учитель. Расскажите о членах предложения.

Дети. Члены предложения бывают главными и второстепенными.

Учитель. Расскажите о главных членах предложения.

Дети. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?  его подчеркиваем одной чертой. Сказуемое отвечает на вопросы что делать? или  что сделать?, его подчеркиваем двумя чертами.

Учитель. Расскажите о второстепенных членах предложения.

Дети. Второстепенные члены предложения это: 1) определение, отвечает на вопросы,  какой? какая? какое? какие?;  2) дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей; 3) обстоятельство – где? когда? откуда? как?

Учитель. Проверим на практике, насколько хорошо вы усвоили этот материал.

Работа по вариантам. Это задание надо самостоятельно выполнить в тетрадях. Затем я проверю тетради.

 

Для сильных Для средних Для слабых
I вариант II вариант III вариант
Составьте предложение, разберите по членам, надпишите части речи Дополните предложение, разберите по членам, надпишите части речи играли в   во дворе. Разберите предложение по членам, надпишите части речи.

Стайка птиц помчалась за лес.

 

  • Знакомство с новым материалом (работа по вариантам)

Учитель. У вас на столах маленькие книжки. Прочитайте предложения на левых страницах книг. На правых страницах книг слейте эти предложения в одно так, чтобы слова три раза повторялись.

I вариант

Стайка птиц помчалась за леса.

Стайка птиц помчалась за горы.

Стайка птиц помчалась за край земли.

Стайка птиц помчалась за леса, за горы, за край земли.

 

II вариант

В роще птицы свистят.

В роще птицы поют.

В роще птицы щебечут.

В роще птицы свистят, поют, щебечут.

III вариант

В саду растут сливы.

В саду растут вишни.

В саду растут яблони.

В саду растут сливы, вишни, яблони.

 

Дети выполняют задание.

— Сравните предложения. В чем их сходство? Какие слова в них перечисляются?

Дети. Сходство в том, что первые слова в предложении одинаковые. Смысл предложения остается прежним.

Дети перечисляют в I варианте – обстоятельства; во II варианте – сказуемые; в III варианте – подлежащие.

Учитель. На какой вопрос отвечают перечисленные слова и к какому слову они относятся?

Дети.(I вариант). Отвечают на вопрос куда?, относятся к слову помчались.

Дети.(II вариант). Отвечают на вопрос что делают?, относятся к слову птицы.

Дети.(III вариант). Отвечают на вопрос что?, относятся к слову растут.

Учитель. Сформулируйте правило, какие слова можно называть однородными?

Дети. Однородными словами называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Учитель. А какими членами предложения могут быть однородные слова?

Дети. И главными и второстепенными.

Учитель. Дополните правило, принято говорить не однородные слова, а однородные члены предложения.

Дети. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Учитель. Давайте это докажем на практике и выполним следующее задание: спишите стихотворение, найдите и подчеркните однородные члены предложения. Если однородные члены – подлежащие, то подчеркивайте одной чертой, если сказуемые – двумя чертами и т. д.

На доске:

Как то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к Жуку пришли.

Проверка выполненного задания.

—  Какие однородные члены вам встретились в этом стихотворении? Назовите их.

Дети. Чтенья и наук. Стрекозы, мушки, мошки, пчёлы, осы и шмели, муравьи, сверчки, козявки.

Учитель. Какими членами предложения они являются?

Дети. В первом случае дополнениями. Во втором – подлежащими.

Учитель. Подчеркните однородные члены.

  1. Самостоятельная работа.

Учитель. Вставьте то, что считаете нужным, и запишите.

Подлежащее, ___________ — главные члены предложения.

Существительное, прилагательное, ________________ — части речи.

Корень, ________,  _________, _________ — части слова.

Подчеркните однородные члены предложения.

  1. Физкультминутка.
  2. Углубление ранее изученного

Учитель.  В предыдущем задании вы писали предложения с однородными членами. А как отделяются однородные члены на письме?

Дети. Запятыми.

Учитель. На самом деле однородные члены не всегда отделяются запятыми, и в этом нам поможет разобраться следующее упражнение. У вас на столах есть карточки, у меня такая же карточка на доске. Ребята, наша задача – расставить знаки препинания, но прежде ответьте на вопрос: какие союзы вам известны?

Дети. Союзы и, а.

Учитель. Еще нам часто встречаются союзы или и но. Приведите примеры.

Дети. Теплый или холодный. Веселый или грустный. Высокий, но худой. Бедный, но добрый.

Учитель. Хорошо. А как же ставить знаки препинания, когда есть союзы?. Давайте это выясним. Итак, берем в руки карточки.

Карточка 1 Волчишка вылез осмотрелся походил сел О, О, О, О
Карточка 2 Солнце светит но не греет О, но О
Карточка 3 В гостях хорошо а дома лучше. О, а О
Карточка 4 В саде растут вишни яблони и груши. О, О и О
Карточка 5 В саде растут и вишни и яблони и груши. и О, и О, и О
Карточка 6 Осенью ёж заберется в нору енота или барсука О или О
Карточка 7 В саду пахнет или прелыми листьями или нагретой водой. Или О, или О

 

Что есть в этом предложении?

Дети. Однородные члены.

Учитель. Для удобства однородные члены будем обозначать О.  Расставьте запятые. Тогда у нас получится схема. О, О, О, О. Объясните его.

Дети. Однородные члены отделяются запятыми.

Учитель. Прочитайте карточки 2 и 3, назовите однородные члены, подчеркните их. Запомните, перед союзами но, а всегда ставится запятая.

Теперь посмотрите на карточки 4 и 5. Чем они похожи и чем отличаются?

Дети. Похожи тем, что одинаковые однородные члены, а отличаются тем, что в карточке 5 союз и повторяется,  и перед ним ставятся запятые.

(Аналогично разбираются предложения на карточках 6 и 7)

Учитель. Дети, у нас получилась таблица постановки запятых при однородных членах. Это надо запомнить. А сейчас потренируемся. Работаем по вариантам.

На доске три столбика предложений с пропущенными союзами, надо вставить пропущенные союзы и составить схему. В тетрадях вы записываете только схемы.

К доске от команды выходят по пять человек по очереди. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно.

I вариант

1. Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.                              О да О

2. Белка песенки поёт … орешки все грызет.                                     О да О

3. Любит кошка рыбку, … в воду лезть не хочет.                              О, а О

4. Ребята слышали стук, … дверь открыть побоялись.                      О, а О

5. Терпенье … труд все перетрут.                                                        О и О

II вариант

1. Мал золотник, … дорог.                                                                   О, но О

2. Мультфильм был не цветной, … интересный.                               О, а О

3. Держи голову в холоде, … ноги в тепле.                                        О, а О

4. Надо, надо умываться по утрам … вечерам.                                   О и О

5. Мальчик был очень слабый, … смелый … настойчивый.              О, но О и О

III вариант

1. Грач … скворец – перелетные птицы.                                              О и О

2. Не красна изба углами, … красна пирогами.                                   О и О

3. Мы хотели пойти на речку, … раздумали.                                       О, но О

4. Забота не ревет, … спать не дает.                                                      О, а О

5. Ночью ветер злится, … стучит в окно.                                              О и О

 

Проверка. По одному человеку от варианта читают выполненное задание.

— Проведем самостоятельную работу по вариантам, задание на индивидуальных карточках.

I вариант

Верните пропажу.

-Вчера мы были в зоопарке. Видели слона тигра медведя бегемота. В вольерах летали попугаи щеглы дрозды дятлы снегири. Птицы пели свистели трещали каждый по-своему. Мы видели попугаев страусов орлов.

II вариант

Ты – писатель. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами: гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипела, схватила, закрякали.

III вариант

Выделенные слова замените однородными членами

III вариант

Выделенные  слова замените однородными членами.

Ребята посадили в саду фруктовые деревья.

В лесу школьники собирали ягоды.

Во дворе росли цветы.

VII. Подведение итогов урока.

VIII/ Выставление оценок

  1. Домашнее задание

Придумайте семь предложений с однородными членами.