ВРЕМЕНА ГОДА

465

Тема  урока  :          ВРЕМЕНА  ГОДА

Цель урока  :

  • способствовать формированию глубоких  знаний по  изученной  теме , развитие  навыков  монологической речи ;
  • Способствовать развитию грамотной связной устной и письменной   речи, памяти, мышления, обогащению словаря, умению работать в коллективе ;
  • Воспитывать чувство товарищества, сопереживания, умение отличать хорошее и плохое, воспитывать интерес к предмету .

 

Методы  урока  :  словесный, наглядный .

 

Тип урока : групповая, индувидуальная .

 

Межпредметная  связь  :  казахский  язык , математика, познание  мира, рисование .

 

Оснащение  урока :  картинки, таблицы, словари .

 

Х О Д     У Р О К А :

І. Организационный  момент.

А) Проверка посещаемости ;

Б) Проверка  готовности  к уроку ;

Прежде  чем работать сесть,

Посмотрите все ли есть ?

Начинаем наш урок

Он  пойдет ребятам  впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны  открывать.

Ответы  полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5» .

В) Запись даты .

 

ІІ . Проверка домашнего задания .

 

А) Проверка письменно выполненного  упражнения  № 7 стр. 152.

Б) Ответить на вопросы по тексту «Большая семья»

В) Опрос перессказа по тексту .

 

ІІІ . Новый материал .

 

—  Тема нашего  урока  — Времена  года , если перевести на казахский  язык – жыл мезгілдері. Ребята, скажите пожалуйста, сколько времени в году ? Назовите их.

  • Четыре . Зима, весна, лето, осень.
  • Сколько месяцев в каждом  времени  года ?
  • Три .
  • Назовите месяцы  зимы, весны, лета, осени .
  • Зимние месяцы : декабрь, январь, февраль ; весенние месяцы : март, апрель, май ; летние месяцы : июнь,июль, август ; осенние месяцы : сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • Сколько месяцев в  году ?
  • В году  двенадцать месяцев.
  • Сколько дней составляет каждый месяц ?
  • Тридцать, тридцать один , а февраль — 28 или 29 дней .
  • Сколько недель в месяце ?
  • Четыре .
  • Сколько дней в неделе ?
  • Семь.
  • Назовите их на казахском языке .
  • Дүйсенбі, сейсенбі, сәрсенбі, бейсенбі, жұма, сенбі, жексенбі.
  • Скажите , пожалуйста, какие вы  знаете  стихи  о временах года на  казахском

языке ?

 

Теперь  мы  играем  в игру  «Неделя- Апта»

Найдите  правильный перевод  дней .

 

Дүйсенбі                    Вторник

Сейсенбі                    Пятница

Сәрсенбі                    Суббота

Бейсенбі                    Понидельник

Жұма                          Среда

Сенбі                          Четверг

Жексенбі                   Воскресенье

 

Теперь  ребята, посмотрите пожалуйста, на эти картинки. Скажите , что вы  на них  видите .

Здесь  картины  времени  года  : зима, весна, лето, осень.

Зима. Идет снег. Дом и деревья покрыты  снегом. Мальчик катается на лыжах.

Весной  потеплело. Видны зеленые травы. Идет мальчик со скворечником на плече.

Летом деревья покрыты зелеными листьями. Жарко. Мальчик идет на рыбалку.

Осенью погода  стала холодать. Листья падают с деревьев. Мальчик идет в школу.

 

Упражнение  2. Прочитайте и ответьте на вопросы .

  1. Какой  был урок ?  Был урок  русского   языка .
  2. Какое  задание дала учительница ?  Учительница  дала задание, написать о том , что делают ребята  зимой, весной, летом и осенью .
  3. О чем спросила Мария Сергеевна  Свету ?  — Почему ты не написала о  четырёх  временах года ?
  4. Что ответила Света ? – Я написала , что буду плавать в нашей реке круглый год.
  5. Что значит «круглый  год» ? Круглый год – это значит – зимой, весной, летом и осенью .
  6. Света правильно выполнила задание ? Почему ? Нет. Потому  что о каждом времени надо  было написать по отдельности .

 

Произносим  и читаем  правильно, переведем   слова  на  казахский язык.

Учитель – мұғалім / ағай /               учительница – мұғалима / апай /

Весна – көктем                                 весной  — көктемде

Зима –қыс                                         зимой  — қыста

Осень – күз                                       осенью – күзде

 

Упражнение  4. Составьте словарь на тему  «Дни  недели»

Понидельник — дүйсенбі, вторник- сейсенбі, среда- сәрсенбі, четверг- бейсенбі, пятница — жұма, суббота – сенбі, воскресенье – жексенбі .

Нескольким   ученикам   дать   задание   о составлении   устного  словаря     по темам  Времена года, Зима, Весна, Лето, Осень.

 

 

 

Упражнение  5. Составьте  предложения по картинкам  и напишите  их .

 

  Зимой дети  катаются на лыжах и санках.  Весной дети сажают деревья, играют в мяч.

Летом ребята купаются  в реке  и ловят рыбы.  Осенью они собирают  в саду  яблоки.

 

Теперь,  давайте  сделаем  физкультурную  минутку.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встрянули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Как  они сядут , тоже покажем – руки сложили вот так.

 

Упражнение  6. Составьте   вопросы к ответам .

 

— Ты  любишь  зиму ?                     — Да, я люблю зиму.

  — Ты  любишь  весну ?                   — Да, я люблю весну.

  — Ты  любишь  лето ?                     — Да, я люблю лето.

  — Ты  любишь  осень ?                   — Да, я люблю осень.

 

Упражнение  7. Составьте   диалог  по образцу.

 

— Ты  любишь  зиму ?                     — Да, я люблю зиму.

  — Ты  любишь  весну ?                   — Да, я люблю весну.

  — Ты  любишь  лето ?                     — Да, я люблю лето.

  — Ты  любишь  осень ?                   — Да, я люблю осень.

 

— Ты  любишь  зиму ?                    — Нет, я люблю лето.

  — Ты  любишь  весну ?                   — Нет, я люблю осень.

  — Ты  любишь  лето ?                     — Нет, я люблю весну.

  — Ты  любишь  осень ?                   — Нет, я люблю  зиму.

 

  А  теперь я  вам  загадаю загадки, а вы  их  отгадайте .

 

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает ?  / Весной /

 

Дождь пойдет – он подрастет  . / Гриб /

 

Без рук, без топорёнка  построена избенка. / Гнездо /

 

Один льет, другой пьет, третий растет. / Дождь, земля, трава /

 

Двенадцать  братьев мчат вперед,

Всегда вперед, за  годом год .

Но им друг друга не догнать

Скажи, как братьев называть ?  / Месяцы /

 

Упражнение  8. Слушайте  внимательно и скажите  о каких временах года идет речь.

 

Расти, расти, яблонька,                                           Росла, росла, яблонька,

Подрастай!                                                               Подросла.

Цвети, цвети, яблонька,                                         Цвела, цвела яблонька ,

Расцветай !                                                               Отцвела.

Золотое солнышко,                                                 Отряхнула яблонька

Жарче грей !                                                            Свой наряд ,

Вырастайте, яблоки,                                                           И поспели яблоки для ребят . / Осень /

Поскорей !  / Весна

 

            ІҮ.  Закрепление   темы.

  1. Назовите  времена года на русском языке.
  2. Какое  время  года  вы  любите ? Почему ?

 

Ү.  Задание   на  дом  :  упражнение  2   перессказ  стр. 154,

                                          упражнение  3 выучить наизусть стр. 155

 

ҮІ. Подведение  итога.  Оценить знание  учащихся .