Воздух. Свойства воздуха. Воздух на службе у людей.

155

Познание мира.

2 класс.

Тема: Воздух. Свойства воздуха. Воздух на службе у людей.

Цель: через восприятие содержания текста учебника, проведение опытов, в ходе участия в работе групп — учащиеся осознают значение чистого воздуха для жизни на земле и о свойствах воздуха.

Задачи: учащиеся поймут значение чистого воздуха на земле, серьёзность данной проблемы;

          Выделят свойства воздуха;

Сумеют анализировать, сопоставлять, сравнивать точки зрения и находить решение данной проблемы;

В ходе общения будут расширять кругозор, и развивать грамотную устную речь;

Постараются принять участие в решении данной проблемы и будут поняты и услышаны другими.

Стратегии: «Аквариум», ассоциативная карта, эссе.

Материалы: учебник «Познание мира», книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу», Т.И.Тарабарина «И учёба, и игра: природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир + игровой материал».

Ход урока.

  1. Побуждение.
  2. Вступительное слово учителя.
  • Из какого произведения взяты эти строки: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…?»
  • Что подразумевал А.С. Пушкин под словом ветер? Перемещение воздуха над поверхностью Земли.
  1. Чтение произведения А. Низовой «Невидимка».

— Отгадайте, кто этот Невидимка»?

  1. «Аквариум».
  • Возможно ли существование людей и других живых существ без воздуха?
  • А хотели бы вы узнать о воздухе что-то новое?
  1. Реализация.
  2. Ассоциативная карта.
  • Как вы думаете, что входит в состав воздуха?

 

Воздух

                   Кислород                                          Частицы пыли

                                      дым                     вредные смеси  

 

 

  1. Воздух и его свойства. Демонстрация опытов. На доске схема, заполняется учитель по ходу урока.

 

 

Свойства воздуха

 

 

 

 

 

 

 

-Воздух – это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Соотношение этих газов в воздухе можно показать на рисунке.

 

 

 

Азот – 78%

 

 

 

 

Кислород – 21%

 

 

 

Углекислый газ – 1%

— Азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

— Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Опыт 1: — Видели ли вы воздух? Почему?

— Когда на улице безветренно, для нас воздух невидим. Какого цвета воздух? Без цвета.

Опыт 2: — Но вот вы мчитесь на велосипеде и тут вы чувствуете воздух.

Работа в группе.

— Как вы думаете, передвигается ли воздух? Докажите.

Опыт 3: — Имеет ли воздух запах, вкус? Не имеет запаха, вкуса.

Опыт 4: Какую форму имеет воздух?

— Возьмите шарик и надуйте его. Как изменилась его форма? Что находится внутри него? Воздух принял форму шарика.

— Вдохните воздух, грудь поднялась. Почему? Потому что лёгкие наполнились воздухом. А теперь выдохните. Грудь приняла первоначальное положение. Воздух принимает разные формы.

— Возьмите пустой стакан и глубокую чашку, наполненную водой. Повернём стакан отверстием к поверхности воды, и понемногу будем опускать его в воду. Мы почувствуем, как стакан упирается Что происходит? Вода не входит в стакан, потому что там воздух. Наклоним сильнее стакан, и он потонет в чашке. Почему?

Опыт 5: Положите кусочек сахара в стакан с водой. Вы увидели, как из него выходят пузырьки. Это воздух. Воздух растворён и в воде.

Опыт 6: Резиновый, волейбольный мячи наполнены сжатым воздухом.

—  Ударьте мяч об пол. Что вы заметили? Мяч подскочил вверх, и ещё долго будет прыгать, пока совсем не остановится. Это свойство воздуха называется упругостью.

Опыт 7. Работа в группе: подумайте, почему в окна вставляют двойные стёкла? Между этими стёклами находится воздух. Он не пропускает тепло из комнаты наружу. Потому что воздух плохой проводник тепла.

-Зачем вы зимой надеваете тёплую шубу, шерстяные варежки? Но при чём тут воздух? Дело в том, что между ворсинками шерсти тоже находится воздух, который не пропускает тепло тела наружу. Именно поэтому вы не замерзаете в холодное время. Значит, воздух помогает нам не замёрзнуть.

Опыт 8: На блюдце бумажка, учитель её поджигает.

— Горит бумага? А теперь я накрою её стаканом. Что вы заметили? Почему потухла бумага, хотя не догорела до конца? Если нужно сильнее разжечь в печи уголь, дрова, то надо сделать так, чтобы в неё попало больше воздуха. Когда дуешь на тлеющий огонь, то доступ воздуха увеличивается, и огонь разгорается сильнее. Если прекратить доступ воздуха к огню, то он погаснет.

— Если вдруг в комнате возникнет пожар, надо сразу же накрыть пламя огня покрывалом или залить водой. И покрывало, и вода не пропускают воздуха, и пожар можно быстро потушить.

Так выглядит схема в конце урока:

 

Свойства воздуха.

 

 

Бесцветный      Передвигается            Не имеет запаха, вкуса

Невидим                                                                   Растворён в воде       

                           Принимает разные формы 

Обладает упругостью                        Плохой проводник тепла  

   

  1. Беседа «Воздух на службе у людей».

— Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? Начинается сильный ветер.

— Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они. Но прошло ещё много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. Как вы думаете, что было изобретено?

 

  1. Сообщения детей об изобретении парусной лодки, ветряной мельницы, летательного аппарата, аэростата.

— Какие свойства воздуха использовали люди для своих изобретений?

 

 

  1. Инсценирование украинской народной сказки «Ветер, Солнце и Мороз».

Работа в группах:

— Как вы думаете, что сильнее: мороз, ветер или солнце?

— А что важнее для человека? Почему?

  • Рефлексия.

1.Беседа.

— Нужен ли воздух человеку?

— Какой воздух необходим человеку?

— Где можно встретить чистый воздух?

— Перечислите главные источники загрязнения воздуха?

2.Работа в группах.

— Каков ваш вклад в охране чистоты воздуха? Выработать «Правила друзей природы» по охране воздуха.

  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Помощь воздушному шарику»;

Индивидуальные задания по теме: «О ветре злом и добром».