Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам

ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам

Цели: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

Тип урока: Сообщение.

Оборудование: рисунки, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, ТСО.

 

Ход урока.

  1. Орг.момент (псих-ий настрой).

— Посмотрите на смайлики.  Какой вам больше нравится?

— Значит, у вас хорошее настроение и оно сохранится к концу урока.

  1. Минутка чистописания.

— Сегодня повторим правильное начертание букв «п»,  «т», сами буквы затем буквы и соединения, слова с этими буквами.

п т п т п т п т

по то по то

тропа  труд тропа труд

Без рук, без топоренка

Построена  избенка.

Словарная работа (запись слов «вставь букву») – взаимопроверка.

  1. Коммент-ое письмо:

Скворцы  важно зашагали  на огороде по грядкам. (разбор. подлеж., сказ., и т.д.)

4.Сообщение темы и цели:

Сегодня мы посетим остров прилагательных. Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определение рода, числа у прилагательных. С собой возьмем 3 существительных: василек, облачко, речка.

Итак, в путь!

Лодочка бумажная,

Зато мы – отважные

Дорогие части речи

Приготовьтесь: снова встреча!

— Чтобы  попасть на остров надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные?

— Чтобы свободно перемещаться, ответьте, что обозначают имена прилагательные.

— Нас встречают имена прилагательные. Прочитаем их.

— Что общего у этих прилагательных (м.р, ед.ч, вопр.)

— К какому из 3-ех существительных мы можем подобрать прилагательные из данной группы?

— Почему?

Запись: голубой, маленький, волшебный.

— Что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным (облачко, речка)?

Запись на доске.

— Итак, наши существительные стали, какими? (красивыми).

— Прилагательные помогают точно описать цвет, величину, форму.

Работа по таблице (опр-ть окончания).

— Прочитав стихотворение, вы должны определить, с какой частью речи связаны имена существительные? (читаем)

 

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас;

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.

Физ. минутка (руки на пояс)

Под музыку.

— К нам на физ. минутку прибежал щенок. Если я буду называть прилагательные, указывающие на внешний вид щенка приседают, эти ряды, если настроение щенка, эти ряды.

( Веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.)

— Что можно определить у имени прилагательного? Что нам помогает? (сущ. к которому это прилагательное относится).

— Работа по карточкам.

— Вставь окончания, выдели, определи род прилагательных?

  1. Работа по учебнику:

Чтение правила.

Упражнение 154

  1. Итог урока: Сейчас хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным?

Прилагательное обозначает? (приз.качес.)

Изменяется по ? (род, число, падеж.)

Имеет окончание в м.р, ж.р, ср.р?

Связано с? ( сущ.)

Каким членом предложения является?

Сообщение оценок за урок.