Тема: Жизнь диких животных зимой

327

Тема: Жизнь диких животных зимой

Цели и задачи урока:

  • учащиеся должны знать о жизни диких животных в зимнее время, увидеть стремление людей помогать животным зимой, пополнить знания о животных, расширить кругозор;
  • развивать: мышление, память, внимание, красивую и выразительную речь,
  • воспитывать: любовь и сочувствие к природе, к животным, стремление охранять  и оберегать животный мир.

 

 

Оборудование: слайды, рисунки с изображением животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Представьте себе лучики солнышка. Кому вы бы хотели подарить лучик доброты, любви, заботы? Давайте подарим им этот лучик: тихонько дунем, и они обязательно найдут своего адресата.

  1. Сообщение целей и задач урока.

— Сегодня у нас урок  по теме «Жизнь диких животных зимой». Мы узнаем о диких животных много интересного, и чем они занимаются в зимнее время года.

  1. Проверка домашнего задания.

1) Опрос

Как деревья зимуют? (Они перестают расти, и засыпают до весны.)

-Чем отличается осенний от зимнего пейзажа? (Белый снег покрыл землю.)

— Если снежок взять в руки, то ощутишь холод. Почему под снегом растения не мерзнут? (Снег хоть и холодный, но под его шубой растениям и зверям тепло.)

— Какие деревья остаются зелеными зимой? (Хвойные деревья – ели и сосны. )

— Как люди ухаживают за деревьями зимой? (В морозы молодые деревца нуждаются в тепле, поэтому люди присыпают их снегом.)

2) Выставка рисунков зимнего пейзажа.

  1. Работа по новой теме.

Чтение отрывка из рассказа учителем.

— Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет разом и землю скует льдом. Разозлилась зима – задумала всех заморозить. Запорошила землю. Задула зима холодом. Злобно пошла на зверей. Приказывает морозам заморозить зверей. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?  К зиме каждый готовится по-своему. Кому положено, тот уже спит сладким сном всю зиму, а вот многие бегают, ищут себе пищу.

Рассказ о медведе.

Как на горке — снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под елкой спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

— А как вы думаете, каково медведю зимой в берлоге?  (Ответы детей)

— Медведи относятся  к ряду хищников, а отличаются они от хищников мощным телосложением и тем, что едят не только мясо. Медведи всеядны и помимо мяса едят траву и ягоду. Кроме того, медведи при ходьбе наступают на всю лапу, тогда как другие хищники ходят на цыпочках. Осенью медведю нужно есть как можно больше, чтобы набрать для зимовки запасы жира, за счет которого они будут существовать несколько месяцев.

Сообщение ученика.

Прежде чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет, словом, туда-сюда не раз пройдется. Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. В ноябре  — декабре все медведи прячутся в берлоги. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду  лапой и спит.

— Во время их спячки температура тела понижается, и все процессы в организме замедляются. В апреле – мае они просыпаются, от спячки израсходовав весь запас в организме. У медведицы зимой рождаются медвежата. Рождаются  они совсем крошечными – как два маленьких твоих кулачка. У такой большой матери, такие крошечные детеныши. И это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у нее мало. А вот медведи, которые не успели залечь в свои берлоги, бродят по лесу. Их называют шатунами. Они очень опасны. Обычно говорят, что медведь зимой в берлоге сосет лапу. А вы знаете, почему так говорят?

Сообщение ученика.

—  У медведей в берлоге сходит грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.

—  А какие звери тоже спят зимой? (барсуки, ежи)

Игра .

Рассказ о белке.

— О каком зверьке эти загадки?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

— Белки ловко бегают вверх и вниз по стволам деревьев, а затем прыгают с одной кроны на другую. В развилках веток или дуплах деревьев они сооружают гнезда из листьев и веток. Гнездо белки – шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. В этих гнездах они растят потомство и зимуют. Белки – грызуны. Белка запасает корм летом и осенью. Питается семенами хвойных деревьев, семена эти она находит в шишках. К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. В морозы, когда очень холодно, белки в лесу не бегают, в гнезда прячутся.

-Как меняется шерсть белки по сравнению с осенью и летом? ( Летом была рыжая, а зимой – серая)

— А как вы думаете, почему она меняет цвет? ( Чтобы быть менее заметной)

— Где строит она себе жилище? ( В развилках веток или в дуплах деревьев )

— Как белка делает запасы на зиму?

Сообщение ученика.

Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок —  вкусный ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Отгадай загадки.

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз )

С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел,
Замерзающую землю
В шубу белую одел ( снег )

 

 

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (декабрь)

 

Рассказ о волке.

—     Кто зимою холодной,

Бродит по лесу злой и голодный? (волк)

— Волк постоянный герой сказок и басен, как правило, коварный и кровожадный. Волков преследуют из-за ущерба, который они наносят стадам домашнего скота. Чтобы обеспечить себя пищей волку нужно много охотиться. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных. Волки охотятся ночью, но зимой из-за недостатка пищи они становятся менее осторожными. На охоту выходят даже днем, нападают на скот. А кто-нибудь знает пословицу о волке? (Волка ноги кормят. Голоден, как волк.)

Сообщение ученика.

Хорошо известная русская пословица «Голоден, как волк» — не просто слова. Волк известен своей прожорливостью. Действительно, если он голоден, то способен съесть до 10 кг мяса, а норма его 2 кг мяса.

Скажите, волк меняет окраску зимой? ( нет)

— Делает припасы на зиму? ( нет)

Игра «Отгадай животное».

Рассказ о лисе.

—       Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в снегу ловит мышей. (Лиса)

— У кумушки- лисы зубки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Лисы бывают разные, есть черно-бурые, а на севере живет белая лиса – песец. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Сообщение ученика.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу.

— А лиса меняет свой мех на зимний? (нет)

— Делает ли как белка припасы на зиму? (нет)

— Строит жилище? (нет)

Отгадай загадки.

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. ( иней)

 

Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок.
Отыскался грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (белка)

 

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте – это …(лось)

 

Рассказ о зайце.

— О ком сейчас пойдет речь?

Его обижают и звери, и птицы,

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под елкой он так замерзает,

Что шубку и летом свою не снимает. (заяц)

— В наших лесах живут два вида зайцев: заяц-русак и заяц-беляк.

Заяц-беляк живет на полях, просеках. Заяц-беляк живет в лесу, предпочитая густые заросли кустарников. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опущенных лапах легко. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Припасов на зиму заяц не делает, поедает ветки, кору деревьев, кустарников и сухую траву. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках и кустах. Ложиться заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

-Почему рядом с ямкой, где прячется заяц, нет следов? (Он запрыгивает со скока.)

 Сообщение ученика.

Заяц мастер запутывать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в сторону, не оставив следа. Его следы нельзя спутать с другими. Два широких отпечатка задних лап впереди, два поменьше – сзади, потому, что в прыжке заяц задние лапы выбрасывает вперед, а передние остаются сзади.

— Меняет ли окраску заяц зимой? (да)

— Делает ли припасы на зиму? (нет)

-Строит жилище?( нет)

  1.       Работа по учебнику.

1) Рассмотреть иллюстрации учебника и ответить на вопросы.

— Каких зверей вы видите на картинке?

— Назови животных, запасающих корм на зиму.

— Почему не делают запасов на зиму волк и лиса?

— Как находят себе добычу волк и лиса?

— Почему заяц прячется под кустом?

— Где находит себе пищу заяц в лесу?

— Легко ли зверям в зимнем лесу?

— Почему?

— Нужно ли помогать зверям зимой?

2) Обобщение нового материала.

-Нелегко приходятся зверям в зимнем лесу. Не все звери добывают себе пищу охотой. Зайцы, олени, сайгаки – травоядные животные, они поедают ветки и кору деревьев, сухую траву. А много ли ее отыщешь зимой? (ответы детей)

— Нужно ли помогать животным зимой? (ответы детей)

— Люди для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, ветки рябины и сосны. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.

  1. Работа в дневнике наблюдений.              
  2. Закрепление.

— По картинкам,  вы должны ответить на вопросы по сегодняшней теме:

1) Кто делает запасы на зиму? (белка)

2) Кто спит всю зиму? (медведь)

3) Кто из животных считается самым прожорливым? (волк)

4) У кого зимой рождаются крохотные детеныши? (медведь)

5) Кто приносит пользу, уничтожая мышей? (лиса)

6) Кто рядом с укрытием ловко запутывает свои следы? (заяц)

  1. Загадки.

 

 

  1.        Подведение итогов. Выставление оценок.

— Можно ли сказать, что человек и природа – это единое целое?

  1. Домашнее задание.

с. 68-69 составить рассказ о жизни диких животных в зимнем лесу.