«Мягкий знак в середине слова» 2 класс

530

Тема урока: «Мягкий знак в середине слова» 2 класс

Цель: уточнение знаний учащихся о правописании мягкого знака в словах.

Задачи

образовательные:

-формировать умение обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

-вырабатывать орфографическую зоркость;

воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим;

-воспитывать трудолюбие;

-прививать интерес к предмету;

развивающие:

-развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;

-развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование:

компьютер (презентация), учебник Павленко В.К., Клыпа Г.В. «Русский язык 2 класс», рабочие тетради, конверты для работы в паре, рыбка-памятка, звёзды красного, синего и зелёного цвета для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональное начало урока.

— Сегодня мы отправимся в морское путешествие.

На этом корабле

Под парусами

Мы в дальние дали

Отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет,

С собой позовём.

Ну что же, согласны?

Решили? Плывём!

— Море у нас не простое, а орфографическое. Каждый из вас будет вести путевой лист, на котором будет записывать то, что будет происходить во время нашего путешествия, другими словами, путевые листы сегодня нам заменят наши тетради.

— Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

  1. Индивидуальная работа отдельных учащихся. Работа по карточкам.

— А по карточкам работают 4 человека.

  1. Проверка домашнего задания.

— Чтобы попасть на корабль, нужно иметь билет. Билет получает тот, кто выполнил домашнее задание.

— Вы работали по вариантам: 1 вариант — упражнение №151,

2 вариант — упражнение №152.

а) — Проверяем 1 вариант, 2 вариант внимательно слушает.

— Какое задание было вам задано? (вставить в предложение подходящие слова)

— Прочитайте предложение, в котором вставили слово мел, мель, угол, уголь.

— Чем отличаются пары слов: мел-мель, угол-уголь?

— Что обозначает мягкий знак?

б) — Проверяем 2 вариант, 1 вариант внимательно слушает.

— О каком животном говорится в вашем упражнении? (о рыси)

-Ч то вы должны были сделать? (ответить на вопросы)

Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают.

  1. Где живёт рысь? (Высоко в горах Тянь-Шаня живёт рысь.)
  2. На кого похожа рысь? (Рысь похожа на большую кошку.)
  3. Где спит рысь? (Рысь спит на еловых ветках.)

— Что удивило вас? Что нового узнали о рыси?

— В каких словах встретился мягкий знак? (Тянь-Шань, зверь, большую, ель, постель)

— Какую работу выполняет мягкий знак?

— Кто выполнил два упражнения? Что было трудным?

— Молодцы! Все получают билеты  и попадают на корабль.

  1. Сообщение темы и задач урока.

— Тему нашего урока вы подскажите сами.

— Поработаем нашим речевым аппаратом.

— Я показываю букву, вы чётко произносите звук.

Ж, Б, У, Л, А, Ь.

— Почему молчим?

— Если мягкий знак не даёт звука, зачем он нужен в русском языке?

— Сформулируйте тему урока.

  1. Минутка чистописания.

— Ребята, наш корабль вышел в открытое море.

— Посмотрите вперёд, что это?

— Это коралловые рифы, наткнувшись на которые корабль может дать течь и затонуть. Будьте внимательны и аккуратны. Выполняем минутку красивого письма.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашем классе мальчики и девочки.

Мы с Вами дружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы писать.

Учитель:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слова часто просится.

На корабле плывите смело!

Если пишите умело!

 

-Я пишу мягкий знак

Нежной капелькой вот так: ь.

— Прописываем мягкий знак с нижним и верхним соединением.

  1. Словарная работа.

— Продолжаем наше морское путешествие. Сейчас мы окажемся в подводном царстве, а встречает нас его хозяйка – Русалочка. Она загадает нам загадки, а мы попробуем их отгадать.

 

— То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка! (Тетрадь)

 

— Летом бродит без дороги,

А зимой он спит в берлоге. (Медведь)

 

— Рад своей он трудной доле,

Учит он ребяток в школе,

Буквы складывать, считать,

И за труд им ставит «5» (Учитель, учительница)

 

— Они похожи на коня,

Зимою быстро мчат меня.

Им нужен лёд зимой и летом

Чтобы кататься можно было где-то (Коньки)

 

— Нужна такая вещь зимой,

Оно — не шуба,

Но от холода спасает.

А в межсезонье (осенью, весной)

Нас всех ещё и украшает (Пальто)

 

-Знаменит своею силой,

Храбрый он и на коне.

От врагов людей спасал,

Родину он защищал (Богатырь)

 

— Проверьте себя.

— На какие две группы можно разделить все эти слова?

(Одушевлённые и неодушевлённые предметы;

ь в середине, ь — в конце слова;

начинаются слова с гласной, начинаются с согласной буквы;

2 слога, 3 слога.)

 

— А чем похожи все эти слова?

— Во всех этих словах есть буква мягкий знак.

— Что вы уже знаете про эту букву?

  1. Гимнастика для глаз.

 

  1. Работа в парах.

— О борт нашего корабля что-то стукнулось. Чтобы это могло быть?

Это бутылка. Кажется,  в ней кто-то есть. Это Джин.

-Ребята, выпустим Джина?

О корабль разбилась  крутая волна.

Бутылку с запиской швырнула она.

Посланье своё Джин не смог прочитать,

А вдруг ты сумеешь, его разгадать.

— Прочитайте послание Джина. Найдите и подчеркните слова, в которые он допустил ошибки. Работаем в паре.

Ребята!

Я побывал на острове Доброчел. Его жители добрые человечьки. Их глаза светятся, как уголки. Для меня они истопили банку. Я парился раз шест. Проплывая мимо острова, будьте осторожны. Не посадите корабль на мел!

 

Уголки —  угольки

Банка — банька

Шест — шесть

Мел — мель

-чк, -чн без Ь !

 

-Что может произойти в слове, если забыть написать мягкий знак?

(изменится смысл слова)

  1. Самостоятельная работа.

— Посмотрите на горизонт. Что это за чёрный корабль?

— Это пираты.

На планете дальней звезд океана

Пираты давно уж живут постоянно.

Они на суда нападать перестали,

Заданья друг другу загадывать стали.

Давай мы с тобою у них побываем

И все  их заданья, дружок, разгадаем.

Задание на выбор.

Задание маленького пирата:

Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Голуби, лоси, гуси, буквари, журавли, кони, караси.

Задание большого пирата:

Запиши по два слова, которые обозначают

деревья —

овощи —

месяцы —

животные —

с мягким знаком на конце.

Проверка.

— Встаньте те, кто выполнял задание маленького пирата. Проверяем вас.

— Встаньте те, кто выполнял задание большого пирата. Проверяем вас.

 

 

 

  1. Физминутка.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, —

Это лодочка моя.

Паруса подниму-

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

  1. Итог урока.

К концу подходит наш урок-

Пора нам подвести итог.

— Зачем нужен мягкий знак?

— А можно обойтись без мягкого знака?

— Только ли ь – показатель мягкости? Какую ещё работу выполняет мягкий знак?

Об этом вы узнаете на следующем уроке.

  1. Домашнее задание.

Ещё одно заданье

От островитян вам на прощанье.

а) Страница 62 , упражнение №155. Инструктаж по выполнению.

б) Написать письмо пиратам, Русалочки, островитянам или другим морским обитателям, где встречались бы слова с мягким знаком.

 

Подарок островитян: рыбка-памятка «Алфавит»

В знак благодарности рыбку примите

Будет она в ваших книжках лежать.

И все заданья и упражненья

Будет всегда помогать вам писать.

 

  1. Рефлексия.

            Кому из вас понравилось в пути?

Кто ж смог звезду удачи обрести?

 

 — Давайте зажжем  на нашем уроке свои звездочки, которые будут напоминать нам о нашем путешествии.

– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.

 

– немного волновались.

 

 

– очень боялись.

 

  1. Оценивание.

— Молодцы! Вы замечательно работали, особенно …

Проявили себя, как мужественные, смелые и неунывающие люди.

Не забывайте, что каждый моряк является капитаном своей судьбы.

(фонограмма «Весёлый ветер»)