Урок познания мира. Тема: «Мой город» 3 класс

174

Урок познания мира. Тема: «Мой город»   3 класс

Цель: формировать у учащихся  уважение к культурному и историческому наследию своего города

Задачи урока:

—   дать информацию об истории рождения города, важных  событиях, происходящих  в городе;  сформировать у детей уважительное отношение к историческим памятникам своей малой Родины

— развивать интерес к историческому прошлому и настоящему родного города

— воспитывать любовь и уважение к родному городу, традициям его жителей, бережное отношение к человеческим ценностям

 

Оборудование и наглядность:

Презентация «Мой город – Шемонаиха», карта Казахстана, изображение герба города, рабочие листы 3 вариантов, рисунки детей, книги о Шемонаихе и Шемонаихинском районе, книги писателей и поэтов Шемонаихи

             Предварительная работа.

 

1.      Экскурсия по городу

2.      Библиотечный час: «Шемонаиха литературная»

3.      Конкурс стихов о родном крае

4.      Конкурс рисунков «Мой город»

5.       Подготовка предварительных заданий для учащихся

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. К этому уроку мы готовились: учили стихотворения, рисовали рисунки. Надеюсь, этот урок будет интересным для вас и увлекательным. Для работы нам понадобятся «рабочие листы». Цвет рабочего листа зависит от варианта заданий.

2. Повторение пройденного

Слайд 1

Учитель:

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья!

– Как можно назвать наш общий дом? ( Земля, Родина)

Слайд 2 (Карта Казахстана)

Как называется наша Родина, государство в которым мы живём?( Наша Родина –Казахстан)

Покажите на карте границы Республики Казахстан (Ученик работает у доски)

Обозначьте границы Казахстана на карте (Рабочий лист. Работа с контурной картой)

Какой город является столицей Казахстана? Отметьте на карте.

Назовите города Казахстана.

Слайд 3

3.Объявление темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашем родном городе Шемонаихе.

Стихотворение В. Селиванова читает ученик

Казахстанский глухой городок –

Шемонаихой скромно зовется.

Это Родины моей уголок,

Чуть припомню, и сердце забьется.

По-над сопками Марьин утёс

Охраняет прибрежные дали,

У подножья из Марьиных слёз

Озерко – символ вечной печали

…Пусть течет между сопок Уба,

И восходы сменяют закаты,

И сияет на небе звезда,

Что мне путь освещала когда-то.

Актуализация знаний

Какие ассоциации возникают у вас при слове Шемонаиха? (Родина, город, родной дом)

Заполните таблицу: Что я знаю о родном городе? Что хочу узнать о Шемонаихе?

3. Новая тема

Слайд 4  (Вид Шемонаихи с высоты)

Учитель: Город Шемонаиха расположен на севере Восточно-Казахстанской области

Найдите город на контурной карте и подпишите его (Работа с картой)

Слайд 5

Учитель: История возникновения Шемонаихи уходит в далёкое прошлое. В 1766 году на берегах светлой реки Убы было основано село Шемонаевское, так прежде называли Шемонаиху.  Село было окружено лесом. Особой пышностью славилась сопка Мохнатуха. Берега рек, особенно Убы, утопали в зарослях тополя, тала, черёмухи.

Слайд 6

Когда-то в лесах района водилось очень много зверей, о чём говорят названия сёл: Лосиха, Волчанка, Выдриха, Медведка.

Слайд 7-8 (Старые здания Шемонаихи)

Прошло время, и Шемонаиха стала большим селом в 600 дворов с населением 1350 человек. В селе было 3 магазина, волостная управа, церковь. Газет никто не выписывал, а новости узнавали от телеграфиста. Была одна школа из 4 классов, училось 100 учащихся. Это были дети богатых зажиточных крестьян и чиновников. Была 1 больница на 15 коек.

Слайд 9

Прошли годы. Установилась в Шемонаихе Советская власть. В парке по улице Советской установлен памятник на братской могиле борцов за установление Советской власти

Слайд 10-12

В памяти поколений никогда не изгладятся боевые подвиги тех, кто защищал нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Воины шемонаихинцы с честью выдержали испытания.6 наших земляков удостоены высокого звания Героя Советского союза и 1 звание Героя Казахстана. Назовите имена этих героев. Это Астафьев И.М, Вербицкий Т. С., Безголосов В.М., Бекбосунов С., Клиновицкий К.Т., Сафонов Ф.М., Капорин А, Е. . Их бюсты у мемориала за Убой, установлен памятник на улице Вокзальная, в честь  их названы улицы города.

Слайд 13

Развитие горнорудного дела и сельского хозяйства  способствовало развитию численности населения. Были построены новые школы, банк, железнодорожный поселок.

Большим событием в жизни Шемонаихи стало завершение строительства и открытие в 1953г. кинотеатра «Заря», ставшего любимым местом отдыха не одного поколения шемонаихинцев.

Слайд  14 (Мост)

Пожалуй, самой грандиозной стройкой начала 1960-х гг. стал автомобильный мост через Убу. Строительство моста было обусловлено экономическим развитием района, а так же ростом числа его жителей. В 1962 году новый мост был сдан в эксплуатацию.

 ( Герб Шемонаихи)

Учитель: И когда  в 1961 году население превысило 16 тысяч человек, Шемонаихе был присвоен статус города. Город имеет свой герб.

— Что изображено на гербе нашего города? Почему?

О создании герба рассказывает ученик (предварительное задание)

Герб города создан А.Г. Поповым в 1989 году. В центре – пшеничный колос – символ богатства района. Ниже под колосом кристаллы. Символизирующие богатство недр района и города. За колосом показана химическая колба. Все это на фоне полей. Дальше, в глубину, фон – река Уба и сопка Мохнатая. Из-за сопки встает солнце. В верхней части герба название города. Эмблема дружбы наций и народностей представлена переплетением двух орнаментов – русским и казахским.

Слайд 15 (Микрорайон)

В 1964 году был построен первый четырехэтажный жилой дом, с него началось возведение нового современного многоэтажного микрорайона.

Какие улицы города вы знаете? На каких живете?

Учитель: Такова краткая история нашего города.

Работа с учебным текстом

Задание: прочитать статью

Самостоятельная работа учащихся.

Заполнить паспорт города

 Слайд  16 (Паспорт города)

Задание проверяется по слайду на  доске.

 

                                                                   «Наш город»

Город Шемонаиха расположен на севере Восточно-Казахстанской области. Поселение Шемонаевское основано в 1766 году на берегу реки Уба. Статус города получил в1961 году. Численность населения — 19140 человек. Расстояние до областного центра города Усть-Каменогорска 105 км. Площадь  города составляет 475 гектаров.

В городе Шемонаиха действуют 11 промышленных предприятий. Большая часть населения занята в горнодобывающей промышленности. Далеко за пределами района известно предприятие «Исток», выпускающее 27 видов молочной продукции. Большие объемы выпуска были бы невозможными без высокого уровня молочного животноводства в крестьянских хозяйствах района.
В городе работают 174 магазина, 3 базара,  28 кафе, 7 столовых, 36 объектов бытового обслуживания. Теперь в Шемонаихе  4 общеобразовательные школы, 1 профессиональная , 2 колледжа, общее число учащихся в которых 3855 человек.

 

 

 

Паспорт города

Основан   —

Статус города —

Численность населения –

Площадь города –

Количество школ –

Промышленных предприятий-

Физминутка

Потрудились – отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

3 наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

 

Слайд 17

Главным богатством нашего города являются его жители, трудящиеся.

Слайд 18

В 1964г. началось промышленное освоение Николаевского карьера. И сейчас большая часть населения работает на  медно-химическом комбинате. Поднимите руки у кого кто- либо из родителей работает на руднике, шахте или комбинате. Кем работают ваши родители? Что добывают в наших шахтах, рудниках?

Слайд 19 ( Шемонаиха литературная)

Славится земля шемонаихинская не только трудящимися, но  писателями и поэтами. Каких писателей и поэтов вы знаете?

Богата Шемонаиха талантливыми, одаренными людьми. Рассказать обо всех было бы не реально, поэтому остановимся на некоторых из них.

Слайд 20-21( А. Иванов)

Учитель:

Анатолий Иванов – всемирно известный писатель. Автор книг «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и др. Места, воспетые в его произведениях, шемонаихинцы считают историческими памятниками. К 80-летию писателя в парке установлен ему памятник, а на Марьином утесе мемориал.

Вот что он писал о Шемонаихе: «Не на всякой карте он обозначается… а если кто и слышал о нем, вряд ли укажет, где он находится…  Сразу же за Убой, окаймленной каменистыми сопками, на склоне плодородной лощины и лежит небольшой городок Шемонаиха. Шемонаиха – это моя родина, здесь я родился….,

Слайд 22 ( Ерёмин В.А.)

Рассказ ученика о поэте-земляке

Ерёмин В.А. романтик, музыкант, поэт, художник, спортсмен-турист. Родился в 1954 году в г. Салехарде, что на границе Полярного круга. Детство и юность прошли в Усть-Каменогорске, где и состоялись его первые творческие пробы. Жил и работал в Шемонаихе. В 2004 году вышел сборник его стихов «В краю черёмушковых вёсен»

Учитель: В нашем классе учится внук В.А.Ерёмина – Бердюгин Андрей. Он прочитает одно из любимых стихотворений

Слайд 23 (Ю.М.Кобзев)

Рассказ ученика (предварительная подготовка)

Родился 18 февраля 1947 года в г. Шемонаиха. Школу закончил с золотой медалью. После школы стал работать в редакции районной газеты «Ленинское знамя» и поступил на заочное отделение в КазГУ. Вся недолгая жизнь Юрия Кобзева связана с журналистикой. Ещё, будучи школьником, он  начал писать стихи, их часто печатали в газете.

Слайд 24

Стихотворение Ю. Книженцева «Мой город» читает ученик

 

Слайд 25

Богата шемонаихинская земля и художниками. Это Б. Морозов, А. Робу, Николай и Юрий Шушаковы, А. Попов. Вы ребята тоже готовились к уроку, нарисовали любимые уголки родного города. Может кто-то из вас тоже станет известным художником и прославит свой родной город.

Закрепление

Слайды 26-33   « Узнай свой город»

 

Города появляются на картах, а могут исчезать с лица Земли.

Поднимите руки, кто родился в Шемонаихе. Поднимите руки те, у кого хотя бы один из родителей родились в Шемонаихе. Поднимите руки, у  кого бабушка или родились в Шемонаихе? Что вам нужно сделать, чтобы ваши дети подняли бы руки как некоторые из вас? (Учиться, остаться работать в городе)

Дифференцированное творческое задание (рабочие листы)

1вариант: Что бы ты сделал для города, если бы стал акимом Шемонаихи.

2 вариант: Что могут сделать ученики для города?

3 вариант: Пожелания городу и его жителям.

(Зачитывание нескольких работ)

 

 

Итог урока:

Выставление оценок

В таблице отметить, что вы узнали на уроке? Что осталось неизвестным?

Рефлексия:  Отметьте в конце урока 1.            2.                3.

1.      Урок понравился, получил все ответы на поставленные вопросы

2.      Остались вопросы без ответов.

3.      Ничего нового не узнал

Те ребята, у которых некоторые вопросы остались без ответов, вы можете посетить библиотеку, и найти ответы на ваши вопросы, в книгах, которые представлены у нас на выставке.

 

Домашнее задание

Написать сочинение «Мой город».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

(Рабочие листы)

Тема: Мой город.

Что я знаю о родном городе Что хочу узнать Что

узнал

                                                                     Наш город

Город Шемонаиха расположен на севере Восточно-Казахстанской области. Поселение Шемонаевское основано в 1766 году на берегу реки Уба. Статус города получил в 1961 году. Численность населения — 19140 человек. Расстояние до областного центра города Усть-Каменогорска 105 км. Площадь  города составляет 475 гектаров.

В городе Шемонаиха действуют 11 промышленных предприятий. Большая часть населения занята в горнодобывающей промышленности. Далеко за пределами района известно ТОО «Исток», выпускающее 27 видов молочной продукции. Большие объемы выпуска были бы невозможными без высокого уровня молочного животноводства в крестьянских хозяйствах района.
В городе работают 174 магазина, 3 базара,  28 кафе, 7 столовых, 36 объектов бытового обслуживания. Теперь в Шемонаихе  4 общеобразовательные школы, 1 профессиональная , 2 колледжа, общее число учащихся в которых 3855 человек.

 

Задание 1.

Паспорт города

Основан   —

Статус города  —

Численность населения   –

Площадь города   –

Количество школ   –

Промышленных предприятий  —

1 вариант

Задание 2

 

Написать мини сочинение  « Если бы я был акимом города…»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Итог урока:

 

 

 
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой родной город»

Задание 1.

Паспорт города

Основан   —

Статус города  —

Численность населения   –

Площадь города   –

Количество школ   –

Промышленных предприятий  —

2 вариант

Задание 2

 

Написать мини сочинение  « Что я могу сделать для города?»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Итог урока:

 

 

 
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой родной город»

 

Задание 1.

Паспорт города

Основан   —

Статус города  —

Численность населения   –

Площадь города   –

Количество школ   –

Промышленных предприятий  —

3 вариант

Задание 2

Написать пожелания городу и его жителям

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Итог урока:

 

 

 
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Мой родной город»

 

 

Сочинения учащихся, написанных при выполнении  домашнего задания

 

Мой город

Мне 9 лет. Я родился в городе Шемонаихе. Это моя Родина, мой любимых город.

В нашем городе очень красивая природа, как летом, так и зимой. Очень красива величавая гора Мохнатуха. На  горе зимой можно кататься на лыжах и санках, а летом собирать в ложках ягоды.

В Шемонаихе протекает река Уба. Мост через реку уже старый, ему скоро исполнится 50 лет.

Школу, где я учусь, назвали в честь первого космонавта Ю.А. Гагарина. Ещё в нашем городе есть школа искусств, дом творчества, дом дружбы, дом культуры. Есть библиотеки, краеведческий музей.

В нашем городе родился и жил писатель Анатолий Иванов. Его книги известны всему миру.

Сейчас я учусь в школе, но когда вырасту, останусь жить и работать в нашем родном городе.

 

Ученик 3 «Б» класса Соболев Дима

 

 

Мой город

Я родилась и живу в Шемонаихе. Этот небольшой городок мне очень дорог. В нём очень уютно и красиво. С восточной стороны город украшает гора Мохнатуха. Рядом протекает красавица Уба. Мне нравится, что мой город летом утопает в зелени, а зимой украшен ледяными фигурами, сделанными людьми. Я каждый год со своими родителями строю снежную фигуру у школы.

Я была в других городах, но наш город самый лучший и любимый. Это моя маленькая родина и я ею горжусь.

Ученица 3 «Б» класса Жукова Вероника

 

 

Используемый  материал

 

1.     Сайт архивной службы Восточно-Казахстанской области

2.     Сайт акима Восточно-Казахстанской области

3.     Официальный сайт акима  Шемонаихинского района

4.     Отчет  акима города Желдыбаева Мурата Елюбаевича на встрече с населением в 2011 году

5.     Сайт «Православие в Восточном Казахстане»