Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения

141

Файзуллина С.У.;

учитель начальных классов

ШЛ№27

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения.

Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача учителя состоит в том, чтобы найти такие педагогические ситуации, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности.

Пословицы и поговорки — позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить  любовь к языку.

Как работать с пословицами?  Предлагаю следующие обобщенные типы учебных задач при работе с пословицами и поговорками:

— Прочитайте пословицу, подумай, что она означает.

— Объясни значение пословицы.

— В каких случаях ее уместно применить? Когда и кому можно так сказать?

— Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.

— Устно составь предложения, употребив эту пословицу.

 1.Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ- В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

Ответ: Волков бояться- в лес не ходить. Нет дыма без огня.

2.Вставь в пословицы слова большой- маленький.

Даже самое _______ дерево выросло из ______ семени. На ______ челне по _____ озеру не плавают.

3.Отгадай загадку и вспомни крылатые выражения, пословицы, в которых встречается слово- отгадка. Кто над нами вверх ногами?

Ответ: Муха. Фразеологизмы и крылатые выражения: мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи.

4.Соедини части пословиц, запиши получившиеся пословицы.

На словах и так и сяк…                                 покажи делом.

На словах города берут…                             да скупа на дела.

Не храбрись словом…                                    а на деле ни шагу вперед.

Щедра на слова…                                           а на деле никак.

5.Безударные гласные в корне слова.

Если г..ворить, то до всего дог..воришься.

Всякая с..сна в св..ём б..ру шумит.

Умён на сл..вах, да глуп на д..лах.

Язык б..лтает, а г..л..ва не знает.

Н..га споткнется, а г..л..ве достанется.

Не та с..бака кусает, что лает, а та, что м..лчит да хв..стом виляет.

Держи гол..ву в хол..де, живот в гол..де, а ноги в т..пле.

6.Парные  звонкие и глухие согласные.

В чужой ло..ке всегда больше ры..ки.

Ешь пироги, а хле..  береги.

Береги нос в большой моро…

Речи у него сла..ки, да кусают за пя..ки.

Не всякая нвхо..ка- кла…

Сядем ря..ком да поговорим  ла..ком.

Не в бро..ь, а в гла…

7.Найди орфограммы.

И лиса около своей норы смирно живет.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

Один в поле горюет, а двое и в поле воюют.

На чужой лошадке не наездишься.

На одной неделе семь пятниц.

  1. НЕ с глаголами.

Скажешь — не воротишь; напишешь- не сотрешь; отрубишь- не приставишь.

Что напишешь пером, то не вырубишь  и топором.

За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

Вперёд не суйся, позади не оставайся!

Тяжело нагребёшь- домой не донесёшь.

  1. Правописание – ТСЯ, — ТЬСЯ в глаголах

Не трудиться, так и хлеба не родится.

Не всякая песня до конца допевается.

Полно браниться, не пора ли подраться.

Кто всему дивится, на того и люди дивятся.

10.Найдите ошибку.

Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими пословицами? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?

-Аппетит проходит во время еды.

-Видит око, да дуб неймёт.

-Вот где собака забыта.

-Город не тетка.

-Первый блин колом.

-Не в деньках счастье.

11.Найди пословицу.

Пословицы даны на доске, надо быстро найти соответствующую пословицу.

-Береги время.( «Делу время- потехе час»)

-Не болтай. ( «Держи язык за зубами»)

-О человеке суди по делам. (« Больше верь делам, нежели словам»)

-Учись всю жизнь.( «Век живи, век учись»)

12.Задание заключается в том, чтобы добавить последнее слово в пословицу. Они могут не знать многих пословиц, но их задача- попробовать догадаться по смыслу.

-Мир строит, а война……

-Смелый побеждает, а трус…

-Ласточка день начинает, а соловей…

— Лучше поздно, чем никогда…

-Гулять гуляй, а работать …

-Хороша верёвка длинная, а речь…

13.Задачи в пословицах.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и чем меньше пословиц- подсказок для этого понадобится, тем лучше.

-Как его не корми, он всё в лес глядит.

Его ноги кормят. ( Волк)

-И она помнит, кто её кормит.

Не бойся её брехливой, а бойся молчаливой. (Собака)

-Для него длинный язык не порок.

Ему без носа, что волку без ног.

Кто бы его знал, кабы носом не стучал.

Здоровое дерево он не долбит. ( Дятел)

-Ей хвост не для красы нужен.

Она и во сне кур считает. ( Лиса)

14.Весёлый тест.

Вопросы:

1.Куда смотрит волк, сколько его не корми?

-на волчицу;

-на козлят;

-в лес;

-в миску.

2.Кого, согласно русской поговорке,  ноги кормят?

-коня;

-сапожника;

-бегуна;

-волка.

  1. На чём приносит новости сорока?

-на лапах;

-на хвосте;

-на крыльях;

-на блюдечке.

4.Что летит, когда лес рубят?

-птицы;

-шишки;

-брёвна;

-щепки.

5.Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?

-свинью;

-змею;

-ежа;

-медведя.

6.Что называют зеркалом души?

-уши;

-глаза;

-улыбку;

-лицо.

7.Какому коню пословица советует не смотреть в глаза?

-купленному;

-даренному;

-выигранному;

-арендованному.

8.Что делает с рублём копейка?

-стережёт;

-бережёт;

-питает;

-воспитывает.

9.Кто платит дважды?

-рассеянный;

-забывчивый;

-скупой;

-крутой.

10.Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

-покорит;

-обойдёт;

-пробурит;

-сдвинит.

Используя предлагаемый материал на уроках этим мы поддерживаем интерес младших школьников к изучаемым предметам. Пословицы научат детей размышлять, наблюдать, сравнивать, объяснять, обобщать и делать выводы.