Закрепление по теме « Имя прилагательное»

70

Урок русского языка в 4 классе

Закрепление по теме « Имя прилагательное»

Цели:1. Обобщить знания об имени прилагательном. Познакомить с историей обретения             независимости РК, значением  государственных символов.

2.Развивать умения написания родовых и падежных окончаний имен          прилагательных, орфографическую зоркость. Способствовать осознанию          учащимися понятий « независимость», «суверенитет», «государственные            символы».

3.Вопитывать чувство патриотизма, гордости, любви и уважения к Родине.           Воспитывать стремление к успеху в учебе и интерес к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки.

 

Ход урока:

  1. Побуждение

1.Орг. момент

                        Встаньте ровно

                        Повернитесь

                        Головою вы кивните

                        Поприветствуем гостей

                        Нашей школы учителей.

                                    А теперь друг другу улыбнитесь

                                    И на места свои садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы проведем необычный урок, но сначала давайте вспомним, какой праздник приближается? 25 октября – День Республики Казахстан.

Кто знает что это за праздник?

День Республики Казахстан связан с исторической датой.25октября 1990г была принята Декларация « О государственном суверенитете Казахской ССР». Декларация стала началом независимости казахской государственности. В ней были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: собственная территория и гражданство, государственный бюджет, самостоятельность в международных отношениях и символы государственного суверенитета – Герб, Флаг, Гимн, а также своя национальная валюта.

 

Предлагаю начать урок с исполнения гимна.

Ученики исполняют гимн.

Мы с вами закончили изучение большого раздела по теме «Имя прилагательное».

Как вы думаете какая  же тема нашего урока? «Имя прилагательное».

Какие цели мы поставим перед собой?

Слайд 2 (цели)

                                                           Обобщить знания по теме …

                                                           Развивать умения…

                                               Слайд 3 (цели урока)

У вас на столах лежат жетоны. Если вы отвечаете правильно или правильно выполняете задание, то вы берете жетон. Которые мы сосчитаем в конце урока и выявим знатоков темы.

  1. Чистописание.

Слайд 4

А начнем с записи числа и темы урока.

Затем красиво пропишем сочетание букв.

                        Ая   яя   ое   ее   ый   ий   ой   ые   ие

В какой части речи встречаются такие окончания?

 

  1. «Мозговой штурм» (фронтальный опрос)

                        А)        Слайд 5

                                   Вопросы

1.Что такое имя прилагательное?

  1. Что обозначает имя прилагательное?

3.На какие вопросы отвечает имя 

    прилагательное?

  1. С какой частью речи употребляется?
  2. Как изменяется имя прилагательное?
  3. Как определить род, число и падеж

    прилагательного?

Б)     Слайд 6

 Работа по карточкам.

Какое задание надо выполнить?

Заполните таблицу.

Единственное число Множественное число
Мужской

род

Женский

род

Средний

род

………? ………? ………? ………?
—          …

—          …

—          …

—          …

—          …

—           …

—           …

—          …

—          …

Взаимопроверка. (обмен карточками)

 

  1. Словарная работа

Раз урок посвящен Дню Республики, то давайте запишем следующие слова. А какие вы узнаете из стихотворений , которые вам прочитают ребята.

 

1)

Она велика от Алтая до Каспия

Родина

Одна средь многих стран.

Отчизна – мать,

Отчизна – мир,

Отчизна – Казахстан.

О чем идет речь?

Записываем слова и обозначаем ударение.

Какие буквы вы вставили? Подчеркни  ее.

                        Слайд 7.   Родина, отчизна, Казахстан

 

2)

Бросив в будущее взгляд,

Взмыл, как песня, над землёй.

Родины столичный град,

Что зовётся Астаной.

Слайд 8.        Столица Астана

3)

Горной зеленью дыша,

В шёлке солнечной мечты,

Словно лебедь хороша

Сказочная Алматы.

Слайд 9.   город Алматы

4)

Казахстана древний флаг

Горной сини — голубой

Нашей общей воли знак.

Стяг отцов и сыновей –

Казахстан гордый флаг.

Слайд 10.   флаг

5)

Славный Байконур людей

Первым в космос посылал,

Солнечный простор степей

Хлебом – солью их встречал.

Слайд 11.   космодром Байконур

6)

Узнай родной язык

В нём сила и свобода.

Узнай родной язык,

В нём государства гордость.

Родной язык – в нём честь

И совесть человека.

Учи чужую речь,

Свою цени навеки.

Слайд 12.   родной язык

7)

Скоро в школе я выучу два языка,

Хоть будет учёба моя нелегка.

И два языка, как два сильных крыла,

К вершинам науки поднимут меня.

 

Сейчас Казахстан – свободное, независимое государство, в котором государственный язык является – казахский. А русский язык объявлен официальным языком, на котором общаются между собой люди разных национальностей, живущих в нашей стране. Грамотным человеком ты можешь стать, если будешь знать не только свой язык, но и другие языки.

 

 

  1. Реализация.

 

  1. Разбор предложения.

              Слайд 13

      Государственная символика имеется у каждого государства.

Разберите предложение по членам предложения и укажите, какими частями речи они выражены. (по одному человеку выходят к доске для разбора)

Назовите из предложения имена прилагательные.

Каким членом предложения они являются?

 

  1. Беседа о символики РК.

     

Со временен глубокой древности существовали символы, объединявшие общины и племена. Символы – это рисунки, знаки, заменяющие слова. А символика – это объединение определенной группы символов. В современном мире   у каждого государства тоже есть символы, связанные с его многовековой историей.

Это – знаки единения народа. Такая символика есть и у РК.

Какие символы вы знаете?

Каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы.

            Слайд 14

На доске изображены флаги различных государств, кто нашел среди них флаг нашего государства.

  1. Работа по карточке.

                        Слайд 15

Рассмотрите флаг РК . Кто автор?

Какие рисунки и знаки на нем изображены?

Флаг, полотно, солнышко, лучи, орел, орнамент— запись в тетрадь столбиком.

Слова какой части речи вы записали?

Что они обозначают?

Определи их род.

А что обозначают имена прилагательные?

Слайд 16

Подберите признаки, т. е. подходящие имена прилагательные из второго столбика.

Запиши их вместе с вопросами.

 

Флаг (какой?) государственный – м. р., ед. ч.

Полотно (какое?) голубое —  с. р., ед. ч.

Солнышко  (какое?) жёлтое, золотое, яркое – с. р., ед. ч.

Лучи (какие?) зернистые, пшеничные –мн. ч.

Орел (какой?) зоркий, гордый – м. р., ед. ч.

Орнамент (какой?)  национальный – м. р., ед. ч.

 

Определите род и число прилагательных. Выделите окончания.

Как можно определить род и число прилагательных?

Что надо помнить об имени прилагательном множественного числа?

(Род не определяется)

  

Государственный флаг Казахстана представляет собой голубое прямоугольное полотно.

Что означает цвет флага? Цвет флага означает ясное небо, мир , спокойствие.

В центре флага изображено лучистое солнышко.

О чем оно говорит? Оно говорит о дружбе и мире , согревает своими лучами весь Казахстан.

Под солнцем летит орел –символ чего?  Символ свободы и щедрости. Символ стремления к полету.

Слева нарисован казахский национальный орнамент. Это часть культуры казахского народа. Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство страны.

4.Физминутка. 

Исполнение танцевальных движений под песню «Мой Казахстан»

                        Аудиозапись.

  1. Беседа о гимне.

О каком символе мы говорили?

Какие еще символы РК знаем?

Гимн – торжественная песня государства. В его  словах многовековые испытания, жизнь сегодняшнего дня и мечты о будущем. Гимн поют стоя. Слушают тоже стоя. Это выражения уважения к своему государству.

Гимн мы с вами исполнили в начале урока, а ктонаписал слова к гимну?

Жумекен Намжимеденов с участием Н. А. Назарбаевым.

А кто композитор?

Шамши Калдаяков.

Мы знаем гимн на каз.яз., а сейчас познакомимся с переводом на русском языке  этой песни.

В небе золотое солнце, в степи золотое зерно,

Сказание о мужестве – моя страна!

В седой древности родилась наша слава,

Горд и силен мой казахский народ.

                     Припев:

                     О мой народ! О моя страна!

                     Я твой цветок, взращенный тобой.

                     Я песня, звенящая на твоих устах,

                     Родина моя – мой Казахстан.

У меня – простор неоглядный

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый, сплоченный, единый народ.

Как извечного друга, встречает новое время

Наша счастливая страна, наш народ.

Слайд 17

Прочитайте.

 

О чем поется?

Гимн отражает гордый дух казахского народа, стремление к лучшей жизни.

 

Слайд 17

Прочитайте. Выпишите прилагательные с пропущенными окончаниями вместе с существительным. 1 вариант из 1 куплета, а второй — только со 2 куплета.

Выделите окончания у этих прил. Определите род, число, падеж имён прилагательных.

 

 

 

Фронтальная проверка.

 

Золот… солнце — …р., …ч., … п.

золот… зерно — …р., …ч., … п.

в сед… древности — …р., …ч., … п.

казахск… народ — …р., …ч., … п.

 

Неоглядн… простор — …р., …ч., …п.

един… народ — …р., …ч., … п.

нов…время  — …р., …ч., …п.

счастлив… страна — …р., …ч., … п.

 

 

  1. Беседа о гербе.

        Слад18 (Гербы разных государст)

А теперь найдите герб Казахстана.

Что на нем изображено?

Шанырак, уыки, звезда, миф.кони

Слад19 (Герб Казахстана.)

Кто автор?

Давайте прочитаем по карточке описание герба РК.

Герб Республики Казахстан

        На голубом фоне изображен шанырак – купол юрты. Шанырак поддерживается уыками – опорами. Уыки изображены в виде солнечных лучей.

        По бокам золотокрылые фантастические тулпары. Это мифические скакуны с рогами в форме полумесяца. Вверху изображена пятиугольная звезда. Звезда означает дружбу народов всей Земли!

 

  • Рефлексия.
  1. Разбор домашнего задания.

Вот и дом.задание будет поэтому тексту. Прочти задание.

                        Спиши. Укажи род, число и падеж имен прилагательных.

        Как можно определить род, число и падеж имен прилигательных?

 

 

 

  1. Подведение итогов.

А) О чем говорили на уроке?

С какими государственными символами сегодня работали?

Чем занимались?

Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

 

       


Б) А теперь сосчитаем жетоны.

У кого 10 и более, получают «5».

У кого меньше10, но больше 5 получают «4».

У кого меньше5 , то еще буду спрашивать на следующем уроке.

 

Урок окончен. До свидания.


 


 

 

 

 

Ф. И. __________________________


 

1.Запиши вопросы и окончания имен прилагательных.

 

Изменение имен прилагательных по родам и числам.

Единственное число Множественное число
Мужской

род

Женский

род

Средний

род

………? ………? ………? ………?
—          …

—          …

—          …

—          …

—          …

—           …

—           …

—          …

—          …

 

  1. Прочитайте.

Вставь пропущенные окончания.

              Определите род, число и падеж этих  имён прилагательных.


 

Государственный гимн Республики Казахстан
( перевод на русском языке)



                                    1 куплет (1 вариант)

             В небе золот… солнце, в степи золот… зерно,

Сказание о мужестве – моя страна!

В сед… древности родилась наша слава,

Горд и силен мой казахск… народ.

 

                                                                                   Припев:

О мой народ! О моя страна!

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя – мой Казахстан.

                                    2 куплет (2 вариант)

У меня  простор неоглядн…

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый, сплоченный, един… народ.

Как извечного друга, встречает нов… время

Наша счастлив… страна, наш народ.

 

  1. Прочти. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Укажи род, число и падеж имен прилагательных.   

 

Герб Республики Казахстан

        На голуб… фоне изображен шанырак – купол юрты. Шанырак поддерживается уыками – опорами. Уыки изображены в виде солнечн… лучей.

        По бокам золотокрыл… фантастическ… тулпары. Это мифическ… скакуны с рогами в форме полумесяца. Вверху изображена пятиугольн… звезда. Звезда означает дружбу народов всей Земли!