Юрта – круглый дом

 

Тема: Юрта – круглый дом

Интегрированный урок познание мира и эколого-экономический курс «Наш дом»

Цель: Показать, что жилище казахов юрта — наиболее приспособленное переносное жилище для кочевого образа жизни.

Задачи: Показать, что юрта удобное переносное жилище.

Рассказать, почему на  гербе Казахстана появились элементы юрты.

Рассказать об устройстве юрты.

Оборудование, наглядность: Страница 30-31 рабочей тетради по эколого-экономическому курсу «Наш дом» 1 класс. Трафареты юрты, орнамент из цветной бумаги, клей, цветные карандаши — на каждого ребенка. Выставка книг. Рисунки детей «Мой дом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Организационный момент.

1.Психологический настрой.  (Звучит тихая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И думайте: как хорошо, что вы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиду злобу и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей.

  1. Проверка готовности к уроку.

Проверьте на месте ли у вас карандаши, все, что необходимо вам к уроку. Вспомните, как ведут себя ученики на уроке. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

II.Проверка домашнего задания. Выставка рисунков учащихся « Мой дом»

Учитель. Что такое жилище человека?

Дети. Место, где живут люди.

Учитель. Расскажите о своем доме, (дети рассказывают о доме по плану : Из какого материала сделан дом; сколько лет дому; сколько комнат; кто живет в доме; за что я люблю свой дом.)

Учитель. Прочитайте. Ответьте на вопрос.

 

потребность

ДОМ                                                                  ПОЧЕМУ ?

желание
Ответы детей

Учитель. Давайте вспомним и повторим потребности и желания человека.

Игра. «Что нам необходимо? »

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Я называю слова, если это потребности вы поднимаете руки высоко-высоко над головой, если желания вы приседаете.

Хлеб

Машинка

Торт

Вода

Мяч

Кукла

Велосипед

Сыр

Если ребенок ошибается необходимо спросить, почему он так думает.

Учитель. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

В этом доме нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты в степи всегда отыщешь!

Учитель. Прочитайте тему урока.

Юрта — это круглый дом,

Учитель. Ребята, что вы знаете о юрте? Ответы детей.

Что бы вы хотели узнать о юрте? Ответы детей.

Учитель. Какие задачи стоят перед вами на уроке, прочитайте.

Знать:

Названия основных элементов юрты.

Уметь:

Находить на гербе нашей страны основные элементы юрты.

Учитель. Слово «юрта» в значении «Жилище» пришло в другие языки из русского. А в казахском оно имеет другой смысл, более широкий — семья, родные люди. Для обозначения переносного дома используются чаще другие слова.                           (войлочный дом)

(дети несколько раз повторяют хором новое для них слово) Юрта самый легкий дом на свете, который можно построить за несколько часов.

Как вы думаете, зачем казахам нужен был переносной дом?

Почему нельзя перенести наш дом?

Юрта это гениальное изобретение кочевников. Юрте много веков. Юрта состоит из складных решеток- кереге. Купольных жердей — уыков. Купольного круга- шанырака. Шанырак служит дымовым отверстием и одновременно «Окном в небо», Шанырак является семейной реликвией, признаком продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение от отца к младшему сыну. Само отверстие юрты -тундык. После соединения решеток и шанырака выгнутыми жердями юрту покрывают войлоком, который хорошо защищает от ветра, от стега и от жары. Для более прочного соединения деревянных и войлочных частей юрты используют декоративные ленты. Двери юрты украшались декоративной резьбой, покрывались войлочной занавеской.  (при названии частей юрты дети новые слова проговаривают хором и прикрепляют названия частей юрты в тетради)

Игра «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза. Учитель на доске меняет названия частей юрты. Дети должны определить что изменилось,

Учитель. Флаг и герб государства могут многое рассказать

человеку на языке символов. Сегодня мы будем учиться читать язык символов. Это очень важно, тот, кто понимает язык символов, может очень много узнать о стране по его гербу.

Покажите на гербе шанырак, тундык, уыки.

Учитель. Только тот народ, который чтит свое жилище как символ благополучия, мира, спокойствия может изобразить дом на гербе своей страны — обязательном атрибуте любого свободного государства.

Прочитайте задание на странице 31.(рабочая тетрадь для 1 класса по эколого-экономическому курсу «Наш дом»)

Задание всем понятно? Вы работаете карандашиком в тетради

Самопроверка.

Учитель. Кто сделал правильно, поднимите руку.

Сейчас мы с вами соберем юрту. Возьмите конверт с заготовкой юрты. Украсьте юрту орнаментом. Каждый соберите свою половинку и соедините с соседом.

Учитель. Почему юрта круглая?

Ответы детей.

Учитель. Поставьте юрты на первую парту каждого ряда. Что мы построили?

Дети. Аул.

Учитель. Чего в нашем ауле не хватает?

Ответы детей, (юрты пустые, в них нет ничего, не людей, нет животных)

Учитель. Вот об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

А самые любознательные могут прочитать об этом вот в этих книжках.

Давайте вернемся к началу уроку и посмотрим, решены ли были задачи поставленными вами себе перед уроком.