Семья

48

ПОЗНАНИЕ   МИРА

4  КЛАСС

Босжигитова Р.К. 

учитель  начальных классов шг № 65 г. Астаны

Тема:  Семья.

Цель урока:  Создать ситуацию  в процессе обучения, чтобы дети оценили  ценность семьи и взаимоотношения в семье.

Задачи:    — Помочь детям исследовать собственную семью, чтобы они оценили свое отношение к членам семьи; способствовать  воспитанию у детей чувства гордости за свою семью.  Развивать теплые чувства к окружающим; учить быть ответственным за свою семью, воспитывать  любовь и взаимоуважение. Развивать устную речь учащихся.

Ожидаемые  результаты:                                                                                                                                      — Дети смогут  по новому оценить своё отношение к членам семьи, чувствовать  себя нужным и быть уверенным в жизни;                                                                                                                                              —  почувствуют ответственность за свою семью;                                                                                                   —  научатся в себе развивать чувства сопереживания;                                                                                             —  научатся самостоятельно  работать в группе.

Предпосылки  урока:                                                                                                                                             —  в процессе до урока дети исследуют свою семью, родословную через интервью и наблюдения;                                                                                                                                                            —  напишут эссе  «Кем  я горжусь в своей семье»или  «Традиции  моей семьи».                                                                                                               

Дополнительные  ресурсы:                                                                                                                                           —  фильм  «Спасибо, мама!»                                                                                                                     —  текст «Притча о семье»                                                                                                                            — презентация  «Семья»

Деление  на  группы:  дети делятся на группы  по 5 — 6 человек.

ЭТАП   ПОБУЖДЕНИЯ :

Учитель показывает отрывок фильма «Спасибо, мама!»

Вопрос: — Какие вы испытываете чувства после этого фильма и что значит для вас семья?     Дети индивидуально пишут собственное мнение, обсудят в группе, презентуют в коллективе.

ЭТАП  ОСМЫСЛЕНИЯ:

— Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передается от родителей детям. А может ли человек жить один и называть себя семьей? Прочитайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Всем группам дается одинаковый текст. Чтение, вопросы учителя, и обсуждение текста в группах.

«Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.                                                                                                                                                 — Куда ты идешь?- спросил старик.                                                                                                                  — Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.                                                                                            — Я знаю, как тебе помочь…»

Вопрос учителя: — Как может помочь старик ребенку? Найдет ли он счастье?  Продолжите рассказ. (Ученики делают заметки в тетрадях, обсуждение записей в группах).                                            — Прочитайте продолжение рассказа   (Учитель раздает продолжение рассказа).

«- Я знаю как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.                                                                                                             — Посмотри! — сказал старик. -Все мы живем в одном доме, вместе радуемся вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что… »

— Продолжите рассказ. Как вы думаете, что понял мальчик? (Обсуждение в группах, высказывание детей).                                                                                                                                     — Прочитайте чем закончился рассказ (Раздаточный материал.)

» Мальчик остался, и через некоторое время понял, что  приобрести настоящую семью не просто, а тем более, когда с тобой обращаются как с родным ребенком, уважают и любят, ты тоже стараешься ответить взаимностью. И только теперь мальчик научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.»

— Что же такое семья?  (ответы детей).

Презентация:  — Семья это место, где вас любят таким, какой вы есть, где вам рады. Все хотят любить и быть любимыми. Без этого нет человеческого счастья.

— Семья — это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

Слово учителя: Семья — это место вашего рождения и становления. Именно в семье складываются ваши представления о добре и зле, о порядочности, о духовных и материальных ценностях.                                                                                                                                            Мы — частичка своей родины. История каждой семьи — частица истории родины. Весь народ — наша большая семья. Гордость за свою семью — гордость за свою родину.

Учитель:  — Издавна одной из традиций в семьях была традиция знать свою родословную, знать своих предков до седьмого колена. Эта традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память — это то, что связывает нас своими корнями.» Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?»                                 — Готовясь к уроку вы изучали историю своей семьи, составляли свою родословную. Что нового вы, ребята, узнали о своей семье, о родословной, о традициях своей семьи. Расскажите, пожалуйста в группе. (Презентация постеров).

Учитель:  — Как могучая и бурная река берет силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями, родами. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша родина была красивой и счастливой? Для этого всем нам нужно знать историю своей семьи, историю своей страны, узнать традиции своего народа, любить родной язык.

— Эссе «Кем я горжусь в семье» или  «Традиции  моей семьи».

ЭТАП   РЕФЛЕКСИИ:

— Чем вам понравился урок? Чему вы научились на этом уроке?

— Чтобы вы хотели еще знать по этой теме?