В. Одоевский «Городок в табакерке»

75

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. Одоевский «Городок в табакерке»

 

Борисова Е.В. учитель начальных классов ССШ № 25  г. Актобе

 

Цель: формирование в детях активной жизненной позиции, раскрытие в них творческого отношения к действительности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить работу над произведением В.Одоевского, соединяющим реальность фантастику;
  • учить выделять существенное, умение работать с текстом. Развивающие:
  • развивать навык беглого, выразительного чтения, эмоции учащихся, монологическую речь.
  • развивать умение протягивать ниточки к другим предметам и событиям в мире; образное, творческое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, требовательность  к  себе,   чувство  уважения окружающим;
  • приобщать к нравственно духовным ценностям.

Используемые методы и технологии:

  • объяснительно — иллюстративный метод, тренинг, творческий поисковый методучебно-методическое обеспечение: ТСО,     портрет,     музыкальные     шкатулки, иллюстрации к произведению, рисунки деталей шкатулки.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Структура урока:

  1. I. Организационно-психологический момент
  2. II. Сообщение темы, цели и задачи урока

III.  Проверка домашнего задания

  1. IV. Работа по идейно-художественному содержанию
  2. VI. Обобщение

VII.  Подведение итогов работы

VIII.  Определение домашнего задания.

Ход урока

  1. I. Организационно-психологический момент.

Игра «Таинственный мешочек»

— В этом мешочке предмет. Вы должны догадаться, что это, задавая мне вопросы, ответ на которые будет только «да» и «нет».

— Эта музыкальная шкатулка ничего вам не напоминает?

  1. II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Одоевского «Городок в табакерке»

III.     Проверка домашнего задания

—   Что правдиво, а что вымышлено?

—    Как озаглавим части?

—    Какой новый урок получил Миша от Мальчика-колокольчика?

—    Как следует понимать слова Мальчика-колокольчика: «Вперед не   смейся над теми, у кого поговорка дурная, иной и с поговоркою , а больше другого знает». /прежде чем судить, выносить свое мнение, нужно знать,   о чем или о ком ты судишь/

—    Почему Мише захотелось остаться с колокольчиками?

—    Прав ли Миша? Что же оказалось на самом деле? Почему у них «плохое житье»?

—    Какую пословицу можно вспомнить, слушая колокольчики? /скучен день до вечера, если делать нечего/

—    Согласен ли Миша с колокольчиками?

—    Что он понял? Как это характеризует Мишу?

—    О какой другой беде поведали колокольчики?

—    Как выглядели «дядьки»?

—    Расскажите: как хотел вступиться за колокольчики Миша и    что из этого получилось?

—    Кто такой «надзиратель»?

—    Что   о   нем   говорят   колокольчики?   Он   действительно   «предобрый»   или равнодушный? Докажите словами текста.

—    Какой вывод о «надзирателях» в жизни сделал Миша?

—    Расскажите о встрече Миши с царевной Пружинкою? Опишите, где она лежала, ее внешний вид.

—    Почему все остановилось, когда Миша нажал пружинку?

—    Какой   можно   сделать   вывод  об  окружающей   нас   жизни? /все   в   мире  взаимосвязано, взаимозависимо/

—    Чему научился мальчик Миша во время своего посещения городка?

—    Найдите в тексте слова и выражения, которыми можно заменить данные Слова  записаны   на  доске:   смотреть  очень   внимательно,   сосредоточенно посмотри,  поклонился  почтительно-вежливо, —     человек который  занимается  надзором, опомниться.

Игра «Кто больше запомнит устаревших слов».

  1. IV. Работа по идейно-художественному содержанию
  2. Беседа с сопровождением выборочного текста.

—    Какой подарок принес папенька Мише. Найдите описание табакерки

—    Что было необычного в ней?

—    Почему мальчику захотелось войти в нее?

—   Войдем вместе с Мишей в табакерку и увидим этот необычный музыкальный городок.

—    Опишите первого жителя городка, которого встретил Миша?

  1. Инсценирование /встреча Миши и мальчика-колокольчика/

—    По каким словам можно судить о воспитанности и вежливости говорящих?

—    Какие вежливые слова употребляете вы?

—    Какое  первое  представление  об  окружающем   мире дал  Мише Мальчик колокольчик?

—    Какой пример привел сам Миша?

—    Подберите свои примеры из жизни?

—    Опишите улицу такой, какой увидел её Миша?

—    Найдите   предложения,   которые   выражают   чувства   восторга   мальчика. Прочитайте.

—    Прочитайте слова и выражения, которые рисуют необычность городка.

  1. Работа в группах. Работа под образом главного героя.

—    Найдите слова и выражения, которые характеризуют Мишу, его отношение окружающему миру.

1 группа работает по I части;

2группа — по II ч.;

3 группа — III ч.;

4 группа — IV ч.

Вывод:   только   внимательный,   усидчивый   человек   может   познать   тайны окружающего мира; только воспитанный человек может найти добрых, нов друзей.

  1. V. Обобщение
  2. Игра «Угадай чей голосок» /на доске появляется рисунок с деталями музыкальной шкатулки/
  3. Расположите все детали так, чтобы зазвучала музыка.
  4. « Живая картинка» /один ученик рассказывает, другие изображают действие происходящего/. Звучит музыка.

—    Вот мы и узнали тайну табакерки.

  1. VI. Подведение итогов

—    Как вы относитесь к тому, о чём узнали?

VII. Определение домашнего задания

Творческое: придумай свою сказку про какой- либо механический предмет.