В. Гауф «Карлик Нос» и склонение имен прилагательных

76

Тип урока: Интегрированный урок литературного чтения и русского языка.

Тема: В. Гауф «Карлик Нос» и склонение имен прилагательных

Цель: продолжить работу над сказкой «Карлик Нос» В. Гауфа,

развивать умение работать с текстом,

анализировать произведение,

поведение главных героев,

прививать интерес к чтению,

повторить значение, грамматические признаки и роль в предложении имен прилагательных,

прививать интерес и любовь к родному языку.

Ход урока:

  1. I. Мотивация:

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

и друг другу помогать.

  1. II. Организационный момент:

— Тема урока

— Цель урока

Учитель: Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы продолжим путешествие в сказку очень известную и многими любимую – «Карлик Нос». Узнаем, какие качества осуждал автор Вильгельм Гауф, а какие – очень оценил и хотел видеть в своих героях.

Также мы поработаем с именами прилагательными, повторим грамматические признаки и роль прилагательных в предложении, повторим правописание падежных окончаний прилагательных.

III. Учитель: Урок начнем с проверки д/з:

— Мы познакомились с Немецким сказочником – В.Гауфом. _______________________ подготовила сообщение по биографии этого писателя.

Учитель: Какими были герои сказок В. Гауфа?

Учащиеся: Храбрые, благородные, находчивые, выдерживали испытания, одерживали победу над злом и коварством.

Учитель: Что осуждал в своих сказках автор?

Учащиеся: Жестокость, жадность.

Учитель: Верно, именно поэтому В. Гауф говорил (чит. девиз на доске)

Учитель: Ребята, дома вы читали I  часть сказки.

— Как вы понимаете ти слова? («лучше двольствоваьтся…»)

— (можно мало иметь, но при этом быть добрым, готовым прийти на помощь другим людям, и наоборот, быть очень богатым, но не сочувствовать людям, не помогать, быть злым, жестоким – т.е. иметь «Холодное сердце»)

— Верно. А вот к кому из героев можно отнести эти слова, мы узнаем прочитав эту сказку.

Но я предлагаю, давайте послушаем чтение I части, чтение по ролям:

Автор:

Мать:

Якоб:

Старуха:

Учитель: Кем была Ханна?

Что вы узнали о Якобе? (прочит.)

Опишите старуху (в тексте)

Как старушка выбирала товар?

Прав ли был Якоб, так дерзко разговаривая со старушкой?

Учащиеся: Смеялся, грубил

Учитель: Чем пригрозила старуха Якобу?

— Что ему пришлось сделать, несмотря на сильное нежелание помогать старухе?

— Из чего видно, что он очень этого не хотел?

Учитель: А сейчас мы прочитаем II часть сказки.

Чтение:

Анализ прочитанного: Какое было 1-ое впечатление от дома старушки?

— Что увидел Якоб внутри дома? Как отреагировал? (стр. 92 прочитать)

-Что очень удивило Якоба? (свинки прислуживали ей)

— Что предложила старуха Якобу? (отдохнуть и поесть суп, который она приготовила)

— Что пообещала старуха, когда Якоб ел суп? (станет хорошим поваром и станет как она внешне) (№1)

— Что увидел Якоб во сне? (прочитать)

— О чем это говорит вам? (свинки это превращенные люди)

Учитель: Хорошо, правильные были ответы. Найдите эпизод в тексте, который описывает на этой картинке (№2) (прочитать в книжке)

Учитель: Итак, мы узнали о том, что Якоб будет наказан ведьмой, которая сварила волшебное зелье, чтобы превратить Якоба в такого же неприятного, как она сама.

Учитель: Каким человеком вы увидели Якоба вначале сказки?

Учащиеся: Жестокий, насмешлвый, недобрый.

Учитель: А как Якоб выдержит это испытание и какие еще выпадут на его долю, как он из злого и насмешливого превратится в доброго и сострадательного, вы узнаете, прочитав дома до конца.

  1. Физ. минутка.

Проводят:

 

 

  1. V. Учитель: А сейчас мы продолжим работу над сказкой и повторим правописание падежных окончаний имен прилагательных; их роль в предложении и как они согласуются с именами существительными.

Учитель: Откройте тетради ……….число………орфограммы.

— Как изменяются имена существательные?

Учащиеся: по числам и падежам

Учитель: в чем согласуются прилагательные с существительными?

Учащиеся: в роде, числе, в падеже

Учитель: какую роль в речи выполняют имена прилагаельные?

Учащиеся: делают её более выразительной, красивой, точной

Учитель: Давайте найдем 3 с/с сущ. И прил. в I  части на с. 91, определите род, число, падеж.

С маленького огорода – м.р., ед.ч., Р.п..

Стройный, красивый мальчик – м.р., ед.ч., И.п..

Длинными коричневыми пальцами – м.р., мн.ч., Т.п..

— Какой вывод можно сделать о падежной форме прилагательного и существительного с которым оно связано?

Учащиеся: имя прилагательное стоит в той же падежной форме, что и имя сущ., от которого оно зависит.

Учитель: а теперь давайте просклоняем с/с из сказки:

Найдите предложение со с/с:

Учитель:

1 ряд: на стр. 91 – с/с «длинный нос»

2 ряд: на стр. 92 – с/с «стеклянный пол»

3 ряд: на стр. 93 – с/с «с приятным запахом»

— Что надо сделать, чтобы просклонять это с/с?

— Поставьте, если надо с/с в начальную форму и порсклоняйте их, выделяя окончания у сущ. и прил.

Учитель: взаимопроверка тетрадей

Прочитать ученикам, выделяя окончания

  1. VI. Учитель: подведем итог:

— Как изменяются прилагательные? (по родам, числам, падежам)

— Как определить падеж имени прилагательного? (по им. Сущ., т.к. они находятся в одном роде, числе, падеже)

Учитель: верно. Над чем мы работали на уроке?

— Любите ли вы сказки? Почему? Чему учат все сказки?

— Кого из сказочных героев вы узнаете на этих иллюстрациях?

— Из каких сказок эти герои?

— Почему полезно читать сказки?

Учащиеся: т.к. они учат добру, справедливости, ….чтобы не было «холодным сердце».

Учитель: — Понравился ли вам урок?

Каждый, конечно по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то, может быть, остался недоволен, кому-то надо поработать над собой. Но давайте скажем друг другу «спасибо» за совместны труд. Оцените свою работу определенным цветом:

Красный: «отлично» 5; Синий «хорошо» 4; Желтый (зеленый) – удовл.

 

Д\з: прочитать до конца сказку, ответить на вопросы; выписать 2 с/с сущ.+прил. и просклоняйте их в тетради (записываем на доске и в дневники)

(Дополнительно: 10 вопросов тест)

 

— У нас осталось 5 минут, давайте посмотрим отрывок из м/ф … с того момента, как Якоб вернулся к матери от старухи…