Глагол как часть речи. Правописание частицы НЕ с глаголами

Русский язык 2,4 класс

Тема: Глагол как часть речи. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель:

  1. Формировать грамматическое понятие «глагол»,умение находить и определять в тексте глаголы, отличать их от других частей речи, умение определять все изученные морфологические признаки глагола; формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами.
  2. Развивать память, речь, творческое воображение, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать аккуратность, прививать самостоятельность в работе; воспитывать любовь к поэтическому слову.

Наглядность: карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с тестовыми  заданиями, опорные схемы и таблицы по теме «Глагол» и «Состав слова», персонажи сказок А.С.Пушкина, портрет А.С.Пушкина, кроссворд по сказкам А.С.Пушкина, электронное пособие к уроку – слайды, карточки.

Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: путешествие с элементами игры.

 

Ход урока:

1.Орг урока.

  1. Вступительное слово учителя по орг.урока. (слайд № 1)

У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

  1. Чистописание.

Сссс   Сссс

Сказка2  сказочка2    сказочник2

Сказка-мёд, так и течёт.

-Ребята, а как называются  эти слова? (однокоренные)

-А почему? ( одинаковый корень в этих словах)

— Давайте выделим все части слова (опорная таблица состава слова)

(разбирают слова по составу на доске сразу 3 ученика, а остальные работают в тетрадях)

— А кто такой сказочник?(работа над пословицей)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фонетический разбор слова (устно комментируют по 1 ученику с места)

(Когда читаешь сказку незаметно пролетает время. И время нашего урока пролетит также незаметно, быстро. Поэтому надо настроиться на хорошую работу.)

 

Летят – ле — тят (2 слога)      —                                   ( слайд № 2 )

л – [ л, ] – согл.,мягк.,звон.,непарн. звук
е – [ э ] – гласн., безударн.  звук
т – [ т, ] – согл., мягк., глух., парн. звук
я – [ а ] –  гласн., удар. звук
т – [ т ] – согл., твёрд., глух., парн. звук

5б., 5 зв.

 

  1. Словарная работа.  (Слайд –  № 3)

Сегодня к нам приплыли, прилетели, пришли, принесли словарные слова из известных вам сказок.

Лебедь, комар, корыто, месяц, корабль, петух, ветер, орех, богатырь.

 

 

  1. Самостоятельная работа. Новая тема.         ( Слайд № 4)

 

-работа по тестам                              — с.205 «Глагол –необыкновенная часть речи…»

 

( Слай № 5 )        – работа по карточке  (подбирают к словам  глаг.)

 

(Наши пути пересеклись с корабельщиками. Они нам сообщили важную новость – карточка со стихотворением)                                                  ( слайд № 6)

Тает снежок,

                  Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает?  …. (весной)

 

— Творческая работа.                         -работа по карточке ( выписать из стихотворения

Составить и записать рассказ            глаголы ) – в тетрадь

по данным глаголам

Определить морфологические         -работа по учебнику (у.524 с.207)

признаки глаголов.                          записать по  одной строчке, подчеркнуть  глаголы.

( разноуровневые задания)

Весной на реке.                                         

 Светит, треснул, поплыли,

 сталкиваются, ломаются.

 

 

 

  1. Поисковая работа по новой теме.  Игра «Я редактор»

— правило ( с. 206)

-Выборочное письмо.                                               -Письмо по памяти. (Восстановить Работа  с текстом «Сказка о царе Салтане»             стихотворные строки и записать их (выписать 5предложений с частицей НЕ)                по памяти). Найти глаголы. Определить их морфологические признаки                                                               (число, лицо, время, спряжение, вид).

                                                                         Ветер, море, на , гуляет

                                                                         Подгоняет, и, кораблик;

                                                                              Бежит, в , себе, волнах, он

                                                                      Раздутых, на, парусах.

 

 

  1. Закрепление темы.                                                  Закрепление темы.

— работа по учебнику (у.522 с. 207)        — Словообразовательная работа. (у.526 с. 208)

1 задание – вместе комментируем

2 задание – 1 группа

3 задание – 2 группа

 

— Воспитательный момент ( бережное отношение к книгам)

 

 

  1. Д/З Составить и записать сказку «Разговор кота с сосулькой»

С. 207 у. 523                                            с.210  у. 533

 

 

  1. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Нас встречает золотая рыбка со своим напутствием.

«Ребята! Надо с грамматикой дружить, надо учить правила, и если не лениться, можно всему, всему научиться.»

Давайте  мы с вами вместе скажет по сказкам какого писателя сегодня путешествовали. Для этого предлагаю разгадать кроссворд.

 

 

 

 

Кроссворд  «ПУШКИН»

  1. Кто с высокой спицы стережёт его границы? (петушок)
  2. Насекомое, в которое во второй раз превратила Гвидона царевна – лебедь. (муха)
  3. Птица, в которую превратился злой чародей. (коршун)
  4. Кто живёт в хрустальном домике под елью? (белка)
  5. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
  6. Все равны , как на подбор, с ними дядька… (Черномор)
Петушок
мУхА
корШуН
белКА
ГвИдон
ЧерНомор

 

Читайте Пушкина, друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина всегда,

Вот вам подсказка!

И пронесёте сквозь года

Вы радость сказки.

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Глагол» 4 класс

1.Глагол – это…

А) часть слова

В) часть речи

С) член предложения

  1. Глагол отвечает на вопросы…

А) что делать? что сделать?

В) кто? что?

С) какой? какая?

  1. Глагол обозначает …

А) предмет

В) признак предмета

С) действие предмета

  1. В предложении глагол является …

А) определением

В)  сказуемым

С) дополнением

  1. Спряжение глагола это…

А) изменение глаголов по числам и лицам

В) изменение глаголов по падежам

С) изменение глаголов по числам

  1. Определи вид, время, спряжение, лицо и число глагола в предложении

Тихо плывут пушистые облака.

А) совер. вид, буд.вр., 2 спр., 3 лицо, ед.ч.

В) несовер. вид,  прош.вр., 1 спр., 1 лицо, ед.ч.

С) несовер. вид, наст.вр., 1 спр., 3 лицо, мн.ч.

  1. Личные окончания глаголов 1 спряжения

А) –ит, -ат, -ят, -ишь, -им, -ите

В) –ет, -ёт, -ёшь, -ешь, -ем, -ете

С) –ет, -ешь, — ите, — им, -ите

  1. Найди в стихотворении глагол наст.вр., 3 лица, ед.ч., 2 спр.

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

А) приходит

В) тает

С) готовят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери к предмету действие

_________________________

_________________________

_________________________

 

Подбери к предмету действие                           ________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

 

Подбери к предмету действие

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

Подбери к предмету действие

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

Подбери к предмету действие

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

Кроссворд  «ПУШКИН»

  1. Кто с высокой спицы стережёт его границы?
  2. Насекомое, в которое во второй раз превратила Гвидона царевна – лебедь.
  3. Птица, в которую превратился злой чародей.
  4. Кто живёт в хрустальном домике под елью?
  5. Как звали сына царя Салтана?
  6. Все равны , как на подбор, с ними дядька…

 

Кроссворд  «ПУШКИН»

  1. Кто с высокой спицы стережёт его границы?
  2. Насекомое, в которое во второй раз превратила Гвидона царевна – лебедь.
  3. Птица, в которую превратился злой чародей.
  4. Кто живёт в хрустальном домике под елью?
  5. Как звали сына царя Салтана?
  6. Все равны , как на подбор, с ними дядька…

 

Кроссворд  «ПУШКИН»

  1. Кто с высокой спицы стережёт его границы?
  2. Насекомое, в которое во второй раз превратила Гвидона царевна – лебедь.
  3. Птица, в которую превратился злой чародей.
  4. Кто живёт в хрустальном домике под елью?
  5. Как звали сына царя Салтана?
  6. Все равны , как на подбор, с ними дядька…