Мое педагогическое кредо

288
Мое педагогическое кредо
Мое педагогическое кредо

Эссе Мое педагогическое кредо

Там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

В кабинете тихо, лишь солнце гуляет по партам… Закончился еще один школьный день. Каким он был для меня и каким он запомнится моим ученикам? Оставят ли мои сегодняшние уроки след в их душе? Думаю, размышляю, а мыслями уношусь далеко. С самого раннего детства я твердо знала, что буду учителем. Наверное, потому, что жизнь щедро одарила меня встречами со многими замечательными людьми – моими Учителями. Именно так: с большой буквы! В выборе моей профессии сыграли роль и авторитет учителя, и интерес к чтению, и любовь к слову. Всё, что есть во мне хорошего, заложено  родителями и педагогами. Мама научила нас, пятерых детей, любить книгу и много читать.

Вспоминаю себя робко входящей в класс, неуверенной, неопытной учительницей чуть старше своих первых учеников. Двадцать пар внимательных, изучающих глаз. Чего они ждут от меня, их наставника? Как не обмануть их ожиданий? Какова цель учителя, входящего в класс? С первых дней своего педагогического пути искала ответы на эти вопросы, ищу их и сейчас. Поиск ответов – это творчество, а творчество начинается с желания узнать ответ.

Убежденно верю в свое, еще в первые годы работы обретенное кредо: настоящий учитель должен любить не только свой предмет, но в первую очередь – детей. Удивительная профессия – учитель! Есть сорок пять минут на уроке и драгоценные минуты между ними и после них, чтобы воспитать в каждом ребенке собственное «я», научить жить в гармонии, никогда не быть равнодушными. Л.Н.Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь «только два качества – большие знания и большое сердце». Сердце я бы поставила на первое место.

Отношения «учитель – ученик» нужно строить так, чтобы это позволяло учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха. Успех вдохновляет ученика, а удача ученика вдохновляет учителя. Любовь – великая помощница. И.Гете говорил: «Учатся у того, кого любят». Но любят того, кто сам умеет любить, кто отдает свое сердце, душу. Недавно в книге очерков об учителях Галины Чумаковой прочитала о том, что любовь учителя к ученику бывает разной. Один любит своих учеников только на уроках, пока не отзвенел звонок. Другой жертвует ради детей какой-то частью и своего внеурочного времени, даже в походы отправляется с ними. А есть еще особая любовь учителя к своим ученикам, — это самоотверженная любовь взрослого, мудрого и сильного человека к хрупкому миру детства. Перед этой любовью порой склоняют головы и матери. Думается, именно такая любовь – любовь до самоотречения – способна  творить чудеса. И как это трудно – любить каждого. Но ты – учитель, и в основание всех своих начинаний должен положить Любовь и Доброту.

Я – учитель русского языка и литературы. Всегда произношу эти слова с особым чувством. В наши непростые времена только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Язык и настоящая литература обладают большой силой воздействия на личность, приобщают ребенка к нравственно-эстетическим ценностям. Прививают стремление к добру, совести чести, веру в прогресс, в нравственное совершенствование, желание служить высшим целям. Поэтому вижу свою задачу как учителя-словесника в первую очередь в том, чтобы воспитать читателя, умеющего мыслить, сопереживать и сочувствовать, развивать способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Убеждена, что учить и воспитывать может тот, кто сам учится и воспитывается. Самому учителю просто необходимо много учиться, не бояться ломать стереотипы, овладевать новыми технологиями. Постоянно, каждый день, идти дальше, узнавать новое. И нельзя задерживаться на достигнутом, потому что опоздаешь. Опасен учитель-недоучка, но еще более опасен тот, кто раз и навсегда уверился в правильности своей доктрины и считает, что все новое – лишь ненужная блажь. Интерес к учителю и его предмету исчезает тогда, когда его самого перестает интересовать то, чему он учит. Учитель сам должен быть готов учиться с удовольствием. «Совершенство не знает предела, а следовательно, и самосовершенствование и работа над собой бесконечны», — так бы я сформулировала один из главных профессиональных принципов каждого учителя.

Ученики ждут от нас интересных уроков, динамичных, как они сами. На собственном опыте убедилась: чем увлекательнее, непринужденнее и содержательнее урок, тем больше, значит, учитель готовился к нему. И порой искренне жалеешь, что в сутках всего двадцать четыре часа, а хочется чтобы каждый урок дарил ученику открытия, запоминался, оставлял след в душе ребенка.

«Учитель, познай ученика!» — кажется, что этот призыв уходит корнями в самую древность. Не познав характера, души ребенка, не состоишься как педагог. Извечная истина. Аксиома. Уверена, в основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между учителем и учеником. Тот же И.Гете говорил: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Я понимаю и принимаю это.

В окно весело и удивленно – почему нет детей? – заглядывает солнце, чтобы попрощаться. А я все размышляю над тем, чему и как я учу своих детей. Чему? Учу не только основам наук, но и умению слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, быть чуткими, уметь сострадать…Как? Об этом вся моя работа и эти поэтические строки:

Успеха формулу я назову простую,

Я возвращаюсь к ней все вновь и вновь:

«Чтобы любой урок не проходил впустую,

Должна пылать Любовь к ребенку, к школе,

К профессии своей Любовь!»