Народные ремёсла. Сырмак.

 

Тема урока: Народные ремёсла. Сырмак.

 

Цель урока: научить учащихся поэтапно выполнять эскиз сырмака.

 

Задачи:

 

1) обучающая: научить учащихся с помощью последовательного построения выполнить аппликацию сырмака в цвете.

 

 

2) развивающая: развивать навыки композиционного и цветового построения сырмака на плоскости.

 

 

3) воспитывающая: воспитывать аккуратность, самостоятельность, соблюдение техники безопасности при работе с аппликацией.

 

 

 

 

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Методы: объяснение с демонстрацией, практическая работа.

 

Ожидаемый результат:  развитие у учащихся интереса к изобразительному искусству, формирование эстетического и художественного вкуса, чувств коллективизма и взаимопомощи, расширение  кругозора детей.

 

 

 

Межпредметные связи: история Казахстана.

 

Оборудование: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, графитный карандаш, ластик, наглядные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

  • Орг. Момент:

Актуализация.

Здравствуйте ребята, садитесь. На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Казахская национальная одежда».

 Опрос домашнего задания.

  • Какие виды национальной одежды вы знаете?
  • Что такое саукеле?
  • Из какой ткани шилась повседневная одежда?

 

 

 

2) Объяснение нового материала.

 

Одной из составляющих древней культуры, достигшей нашей эпохи, является национальное искусство традиционного рукоделия.

Ремесло рукоделия уходит  корнями в эпоху каменного века. Начиная с эпохи каменного века, с помощью костяных игл, костяных шильев стала развиваться культура ремесла шитья из шкур одежды и прядение.

В осёдлый и полуосёдлый период наши предки умели делать из природного материала необходимые вещи. Берущее начало в эпоху каменного периода искусство изготовления украшений нашло своё продолжение с развитием бронзовой эпохи, с изготовлением красивых изделий с применением ценных видов камней: рубинов, алмазов, янтаря, жемчуга.

Развитие ремесла привело к расцвету городов, прокладыванию торговых путей, способствуя культурному обмену между народами.

В казахские степи караваны привозили шелк, парчу, чай, сахар.

Ремесленники обеспечивали народ одеждой, питанием, домашней утварью, орудиями труда, оружием.

Основным сырьём были продукция скотоводческого хозяйства. Появились виды работ- вышивание, вязание, плетение, наложение узоров, орнамента, производство кошмы и т.д.

Сырмак— это стелимый на пол вид сшитого полика.

Основа термина слова «сыр» означает прошивать, сшивать. Он производится сшиванием орнаментов на основу из кошмы.

Старую кошму настилали друг на друга слоями, и для удобства при уборке, стали сшивать их вместе. Со временем этот процесс наслаивания принял определённую форму, стал складываться определённый метод т.е. технология изготовления;  если ранее кошмы сшивались крупными и редкими стежками, постепенно стежки стали частыми и мелкими и после перешли на полное сшивание «сыру».

Таким образом, сформировалась первоначальная разновидность сырмака. Позже стали изготавливать их, вырезая из небольших кусков кошмы орнаменты и изготавливать небольшие сырмаки с рисунком.

Методы изготовления и образцы сырмаков подразделяются на шесть частей и по традиции украшаются с краёв:

  • сырмак орнаментный, изготавливается методом накладывания орнамента на кошму и окантовывается по краям.
  • Изготовленный из различного цвета кошмы, с вырезанием и теснением её и накладыванием кантов.
  • окаймованный сырмак, изготавливается из шести разных цветов путём наложения каймы на края.
  • Вышивной сырмак, изготавливается с помощью нитей, предназначенных для вышивания, иглы, шила, лент, материи, кошмы.
  • Ковровый сырмак, изготавливается с вшиванием в середину кошмы небольших ковриков, а края окантовывают материей или же изготавливается методом наложения орнаментов на кошму.
  • Лоскутный сырмак изготавливается из остатков материи кошмы и т.п. от предыдущих сырмаков, в основном так изготавливались коленные сырмаки.

Для нанесения рисунков равномерно и одинаково по всему периметру сырмака использовались лекала с образцом орнамента или же узора и назывались они «жели»

Эти орнаменты наносятся вырезанием узора. А в вышивании эту линию называют «суы».

С помощью лекал орнамент получался симметричным, комплексным, с художественно заверщенной композицией.

 

3) Самостоятельная работа.

 

  Для создания эскиза сырмака необходимо вырезать из цветной бумаги орнамент (с помощью заранее изготовленных лекал). Расположить орнамент симметрично на цветном картоне.

Приступайте к работе.

Во время самостоятельной работы помогаю учащимся в составлении эскиза сырмака.

4) Заключительная часть.

   Рефлексия.

Задаю вопросы для закрепления новой темы.

Что мы называем сырмаком?

Расскажите о технологии изготовления сырмака?

Чем украшают сырмак?

  • Подведение итогов.

Подвожу итоги урока комментирую работы, указываю на ошибки. Выставляю оценки.