«Бисс технология»

79

«Бисс  технология»

Технология «БиС» разработана и адаптирована  для общеобразовательной школы как средство управления качеством обучения в соответствии с методологией наиболее популярного международного направления в управлении качеством TQM  (Total Management), на основе которого разработана известная всем серия стандартов ИСО 9000. В основе этого и других современных систем управления качеством лежат следующие принципы:

  • качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
  • качество – это то, что говорит потребитель  (ученики, родители, производство, вузы, бизнес,  а не изготовитель (сама система образования);
  • ответственность за качество должна быть адресной;
  • для реального повышения качества нужны новые технологии;
  • повысить качество можно только усилиями всех работников школы;
  • контролировать процесс всегда эффективнее, чем результаты;
  • политика в области качества должна быть частью общей политики школы.

Для реализации этих принципов в технологии созданы три  специализированных линии управления качеством: воспитания, развития и обучения.

Линия воспитания в технологии построена  на основе принципа TQM: «повысить качество можно только усилиями всех работников школы». В реализации данного направления,  педагогическим компонентом является воспитание самостоятельности и ответственности учащихся посредством создания ученической службы качества  (УСК).   В структуре данной службы предусмотрены ученические комитеты направленные на активное участие учащихся в различных областях качества предусмотренных технологией и политикой школы. В работе УСК ежедневно принимают участие от 50% учащихся школы.  Педагогическим результатом работы этой линии является высокий уровень мотивации учащихся в учебном процессе, что является одним из важных показателей качества обучения.

Линия развития в технологии построена на основе  принципа TQM: «качество – это то, что говорит потребитель».  Для реализации данного направления изучен спрос потребителей  на образовательные услуги, учтены рекомендации международных организаций, а также МОН РК и принята стратегия развития в технологии следующих компетенций учащихся в учебном процессе.

  • Информационные компетенции:  скорость мышления, объем памяти, логика, словарный запас, творчество;
  • Коммуникативные компетенции: развитие лидерских качеств, организаторские способности, умение самостоятельно принимать решения, коллективизм.

Психолого-педагогическим результатом работы данной линии является высокий уровень синергизма ученического коллектива и  готовность учащихся к обработке информации различного объема и уровня сложности на основе  самоорганизации.  Важность синергии учащихся в достижении требуемых результатов  вошло в название технологии как – «Синергетика».

Линия обучения в технологии построена на основе принципа TQM: «контролировать процесс всегда эффективнее, чем результаты». В

реализации данного направления важную роль играет технологическое картирование из 11 карт. Каждая карта построена как алгоритм и норматив взаимодействия субъектов обучения на уроке и предполагает эффективное достижение и  реализацию различных целей и  учебных задач: изучение новой темы, усвоение ЗУН, развитие творчества или углубление в предмет. Важной особенностью этой линии является наличие «биоинформационных» измерителей, в  основе которых лежат принципы усвоения знаково-символьной кодировки информации человеком в процессе обучения.  Измерение качества обучения исключает экспертную оценку преподавателя, а точность измерения  позволяет измерять качество обучения по шкале отношений. Значимость применения принципов «Биоинформатики» в решения технологических задач, также отмечена в названии технологии.

Технологическим результатом работы этой линии является возможность достижения планируемой  цели на каждом уроке по различным предметам на уровне до 63% качества обучения.

Ниже приведены выдержки из научного аппарата  диссертационной работы.

Проведение опытно-экспериментальной работы по оценке качества обучения в ряде школ Казахстана показало, что традиционная система обучения учащихся не ставит своей главной целью формирование и развитие положительной мотивационной сферы субъекта учения, прогнозирование и диагностирование целей и результатов учебного процесса, исходя из содержания обучения в рамках Госстандарта образования. Это указывает на стихийное формирование исследуемого феномена в условиях учебного процесса общеобразовательной школы, что не соответствует современным требованиям.

Таким образом, налицо объективно сложившееся противоречие между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в общеобразовательной школе на основе существующих теоретических исследований и их недостаточной разработанностью  в области технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.  Данное противоречие обусловило проблему исследования:  каковы критерии и показатели качества обучения на основании обобщенных способов учебной деятельности (взаимосвязь единичных действий с общей основой единого целого), а также эффективные педагогические условия для формирования эффективной системы управления  качеством  обучения. Поиск путей разрешения проблемы определил тему исследования: «Технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе».

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.

Объект исследования – управление обучением в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – качество обучения в общеобразовательной школе и технология его управления.

Гипотеза: если управление качеством обучения будет организовано на основе личностно-деятельностного подхода с учетом закономерностей теории управления, позволяющего индивидуализировать и дифференцировать обучение, то это позволит разработать технологию позволяющую прогнозировать и обеспечивать качество учебной деятельности учащихся, так как при этом будут созданы  педагогические условия для качественного освоения обобщенных способов учебной деятельности каждым учеником.

Задача исследования:

  1. Провести анализ в области технологизации качества обучения и обосновать содержание и сущность понятий «качество обучения», «управление качеством обучения», а также  обосновать критерии и показатели управления качеством обучения.
  2. Разработать модель управления качеством обучения и модель   проектирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.
  3. Разработать педагогические условия управления качеством обучения в общеобразовательной школе, влияющие на  повышение качества обучения в соответствии с существующими требованиями к уровню обученности учащихся.
  4. Разработать технологию по эффективному управлению качеством обучения в общеобразовательной школе.
  5. Провести экспериментальную работу и  проверить эффективность технологии.

Ведущая идея исследования: совершенствование качества обучения в общеобразовательной школе на основе технологии управления, которая осуществляется посредством дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего формирование ведущей учебной деятельности, направленной на освоение  обобщенных  способов учебной деятельности  на каждом этапе обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость  заключается в том, что управление качеством обучения организуется на основе знания  механизма  измерения качества обучения в аспекте совершенствования учебной деятельности учащихся с ее нацеленностью на формирование  обобщенных способов на основе активизации ведущей учебной деятельности.

  1. Раскрыта педагогическая сущность понятий «качество обучения», «управление качеством обучения», определены критерии и показатели качества обучения;
  2. Разработаны модель управления качеством обучения и модель проектирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе с учетом мотивационного, содержательного  и операционального   компонентов   обучения;
  3.   Определены педагогические условия по управлению качеством обучения в общеобразовательной школе, направленные на  формирование обобщенных способов учебной деятельности на основе развития ведущей

учебной деятельности учащихся путем дифференциации и индивидуализации их обучения.

  1. Разработана и внедрена технология управления качеством обучения по формированию ведущей учебной деятельности,  направленной на освоение обобщенных способов учебной деятельности        учащихся   как основы обеспечения качества обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что технология управления качеством обучения на базе технологического картирования направлена на обеспечение повышения качества обучения учащихся в общеобразовательной школе. Технология может найти применение в практике общеобразовательных и профильных школ с различной направленностью.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими  и методологическими положениями, единством психолого-педагогических подходов к организации и проведению исследовательских мер, выбором методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Положение о том, что сущностная характеристика технологии управления качеством обучения является основой  проектирования, построения и внедрения методов управления по преобразованию «предмета» обучения в его конечный «продукт»  как  основания для получения объективных критериев, показателей и параметров качества обучения.
  2.  Повышение качества обучения целесообразно осуществлять на основе модели управления качеством обучения и модели проектирования технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе как основы технологизации процесса обучения.
  3. Управление качеством обучения  на основе учебной деятельности учащихся предполагает создание педагогических условий,  ориентированных на формирование обобщенных способов учебной деятельности, соответствующей прогнозируемым результатам обучения.
  4. Для успешного функционирования  технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе необходима её реализация на основе дифференциации и индивидуализации обучения, направленного на формирование ведущей учебной деятельности.

Для решения поставленной задачи построена многоуровневая система управления качеством через обоснование критериев, показателей и параметров требуемых результатов обучения, что  отражено в таблице 1.

Таблица 1  –  Критерии, показатели, параметры и уровни  качества обучения в технологии.

Критерии Показатели Параметры Уровни
Управление и организация процесса обучения Диапазон контроля

 

1Дк

2Дк

3-4Дк

высокий

средний

низкий

Дифференциация содержания учебного материала Содержание учебного материала высший порог сложности (ВПС)

промежуточный порог сложности (ППС)

нижний порог сложности (НПС)

высокий

средний

низкий

Внешняя  дифференциация на основе ведущей учебной деятельности – ВУД Скорость мышления

Память

Логика

Словарный запас

Расчетные нормативы развития

по каждой операции мышления отдельно

 

высокий

средний

низший

 

Внутренняя дифференциация на основе  обобщенных способов учебной деятельности – ОСУД Усвоение учебного материала Знание

Понимание

Применение

Умение

высокий

средний

низкий

 

Выявление критериально-уровневой  структуры качества обучения обусловило поиск возможных подходов к повышению качества управления на уроке и разработку   научно-обоснованных методических рекомендаций по качественному управлению уроком  путем снижения нагрузки на преподавателя и создания педагогических условий для повышения качества обучения.

Для реализации этой задачи  в понятийный аппарат управления процессом обучения обоснованы и включены следующие понятия: процедура выбора оптимальных форм, средств и методов управления процессом, исходный предмет обучения, конечный продукт обучения, а также адаптированы в понятийный аппарат педагогики основные понятия, связанные с управлением качеством.

Разработанные процедуры управления, контроля и коррекции качеством обучения отвечают требованиям объективной реализации предварительного, текущего и итогового контроля в учебном процессе и создают условия для достижения прогнозируемого качества —  63% обученности учащихся на отдельном  уроке проведенном по технологии, в результате чего, становится прогностичным расчет качества обучения в школе на протяжении различных промежутков времени.  Это подтверждается  результатами опытно-экспериментальной работы. Так, в таблице 2 отражены результаты внедрения технологии в   г. Темиртау, школа «Престиж» в течение 2006 – 2007гг.  по 2007 – 2008 гг.

Таблица 2 –  Результаты эксперимента по внедрению технологии в г. Темиртау.

Объекты измерения (ОИ) Традиционные уроки Уроки по технологии Общее число
Затраты учебного времени за учебный год 9996 884 10880
Величина качества знаний по школе за учебный год в % 50 9 59
Расчетная величина качества обученности за учебный год в % 16,7 9 25,7
Соотношение эффективности 1 6

В данной таблице, отражена динамика результатов внедрения технологии   в течение года,  в котором   школа показала единый результат качества знаний на уровне – 59%.  Так, общее время учебных часов в течение года составило 10880 часов, из них по технологии было проведено 884 часа и составляет 9% от общего времени, что, в связи с введенным нами  стандартом качества обученности на каждом уроке, отражает и  9% его качества.  Для определения величины показателя качества обученности на традиционном уроке в школе необходимо выделить из величины 50%,  указанной в таблице,  1/3 (оставшиеся 2/3 показатели воспитания и развития), что в итоге  составляет  16,7%.   В итоге, соотношение показателей качества обученности на традиционном уроке и уроке  с применением технологии составляет   16,7%  и  9% соответственно.   На основании применения разработанных нами расчетов эффективность результатов обученности на уроках, проведенных по технологии, в 6 раз выше, чем на уроках, проведенных по традиционной системе.

Таким образом, доказана эффективность технологии УКО. Вместе с тем, необходимо отметить, что достижение высокого качества обучения невозможно без реализации развития мышления учащихся и соответствующей этому мотивации.

В настоящий период, автором, для успешного внедрения технологии

разработан проект «Образовательный технопарк», куда приглашается для

сотрудничества образовательное сообщество: школы, отделы образования,

акиматы, отдельные преподаватели и ученые желающие внести свой вклад в развитие качества образования. Мы уверены, что решить проблему повышения качества образования возможно только в открытом и конструктивном образовательном пространстве.