Использование нетрадиционных приёмов словарной работы на уроках русского языка.

73

Использование нетрадиционных приёмов словарной работы на уроках русского языка.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно орфографическая работа. Эта работа охватывает усвоение учащимися новых слов и их значений, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, использование новых усвоенных слов в речи.  К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки при написании большого количества слов с непроверяемым звуком.  Начиная свой путь учителя начальных классов, на уроках русского языка я столкнулась с проблемой — дети в этом возрасте упорно не желают запоминать так называемые словарные слова стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих и др. письменных работах без ошибок. Но что же делать с основной массой учеников? На уроке я пыталась разнообразить приёмы работы с группой слов, которые называют словарными.

Традиционно в работе над словарными словами  выделяются следующие составные части:  знакомство с новым словом, его усвоение, закрепление  умения правильного написания. Предлагаю  вашему вниманию некоторые виды работ со словарными словами, которые  можно  включать на разных этапах работы . Основными условиями, которые  способствуют успешному запоминанию словарных слов, является:

  • Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
  • Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
  • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться или закрепить на данном уроке. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность,  орфографическую зоркость учащихся, облегчить  их запоминание, тем самым способствовать прочному усвоению слов с непроверяемым написанием. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп:

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается усидчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например:

  1. Учитель говорит детям: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово: медведь, паспорт): (4, 5слайд)
В….
Д. …..…………
Д…
Е ..
М.
Е…..
Ь…….

 

 

 

 

  1. В выделенных словах пропала буква-шалуньяДобавьтек слову нужную по смыслу стихотворения букву.  (6 слайд)

 

 

Город наш нам каждый год

Урожай большой даёт.

(Город — огород)

 

Хоть малым-мала кастрюля,

Но сидит в ней наша Юля!

Помещается в ней просто,

А ведь Юлька с папу ростом.

Дайте мне скорей ответ:

Быть так может или нет?

(Может: кастр-Юля)

Что добавить нужно к шине,

Чтоб помчаться на машине?

(Слог МА: ма-шина.)

3.Решение речевых примеров. ( 7 слайд)

Задание: выполни действия и запиши слова.

во + рок – к + бей = воробей                     сви – ви + ме + та + на = сметана

кро – ро + ом + пот = компот                    кес – с + фирм – м = кефир

ком – м + н + фе + та = конфета               ба + рок – ок + а + бан =барабан

о + гу – Ра – а + ец = огурец                      мок – к + ром – м + з = мороз

 

  1. Перестановки слогов, букв (8слайд): си-ли-ца, дервблюд, бо-са-ка, ко-дил-кро, ца-мед-ве-ди.

 

  1. Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,

соберите слова, и запишите их в три столбика по родам. (9 слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Составить два слова из данных букв: М Х О О Р З О Ш О

7.Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках. Какое слово получилось? ( картинки: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка)

Получилось слово УЧЕНИК.

8.На картинках изображены животные: заяц, мышь, кот. Под каждой картинкой – соответствующее ей слово-схема (каждой букве соответствует определённый значок).

Задание: вписать в пустые клетки названия животных. С помощью найденного шифра отгадать новое слово.

Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:

 

 

Ь
Л
Е
Т
И
Ч
У

 

 

 

 

«Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны».

  1. Зачеркните повторяющиеся буквы, и вы узнаете, как называется вязанное трикотажное изделие квадратной формы

У Т Е У А З Л З К Р Д П Ю Р Д О Е Ю ( ПЛАТОК)

По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную

запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:

Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся словами кулинария и кафе. Чтобы их определить, надо вначале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».

 

С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос (или вопросы) дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.

 

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя:

1.«Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10       11       12       13

А       Г      К      О      Р      У      Ф       Ь      Л       Е        П         С        Т

 

Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель.) Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр:

 

                3          4          5          6          7          8          9          10

1              А         М        Н          О         Р         К          В          У

2              С          Г         Д          Я         Л         Ч          Ц          Т

 

и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома.)

  1. Разгадывание ребусов

 

Искомое слово: корабль

  1. Ученикам надо найти словарные слова в индивидуальных таблицах среди букв письменного и печатного шрифта.

 

 

в а г о н к о с а
к п а с с а ж и р
я ж н а д к с г а
е ч г в э л б ц л
д ф ч у р а м а л
в а н н а с з ц е
у в ю р м с в к я
щ ю р а с с к а з
э б а с с е й н ъ

Слова: пассажир, ванна, класс, рассказ, бассейн, аллея.

  1. Из каждого слова взять только первые слоги и составить новое слово:

а)    берег, серебро, дама                                           бе -се — да

б)    богатство, лото, топор                                       бо — ло — то

в)       костюм, мостик        кос – мос

 

5    Изографы

 

 

 

Вагон                                            автомобиль

 

 

Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение их близко или отдалённо напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей ребёнка является составление слова из найденных в изографе букв. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в различных положениях.

Обучение с помощью изографов продумано таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения задания.

  1. Новое слово спряталось в цепочке букв. Найдите в цепочке слоги в следующем порядке:

СГ, CГC,CГC.

Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово.

КЛМНСТТКАВГДЩШРАНХЗСВБЖППДАШФЛДПРПГН  (карандаш)

7 Разгадывание кроссвордов, филвордов, чайвордов.

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):

 

 

2.При изучении темы «Местоимение» учитель может предложить такое задание: «Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (Искомое слово беседа.)

3.В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд…витъ, охр…нять, б…лезнъ, кр…сителъ, зн…чение, умн…жатъ, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово вокзал.)

 

  1. Для закрепление алфавита можно использовать следующее задание

Как называется стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья, вы узнаете, если сможете правильно разгадать зашифрованное слово, в котором

Первая буква стоит в алфавите перед  буквой И.

Вторая – перед У.

Третья буква стоит в алфавите перед Б

Четвёртая – между Й и Л

Пятая – перед Б

Шестая – после М  (стакан)

 Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания такого типа постепенно усложняются за счет плавного увеличения количества ориентиров при поиске искомого слова.

 В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются внимание и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.

Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в

слове солома.

Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове

песок.

               Задание 3. Третья буква обозначает правый глухой мягкий согласный в слове

вернуть.

Задание 4. Четвертая буква является последней в корне слова север.

              Задание 5. Пятая буква — это окончание в слове яблоко». (Искомое слово метро.)

  1. Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задание 1. 1-я буква нового слова – это гласная второго слога в слове НАРОД.

Задание 2. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове МЕДВЕДЬ

Задание 3. 3-я буква – ударная гласная в слове ДЕВОЧКА.

Задание 4. 4-тую букву мы записали сегодня во время минутки чистописания.

Задание 5. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук в слове ТЕТРАДЬ .

Задание 6. 6-я буква – гласная, два раза встречающаяся в слове МАШИНА.

В результате получилось слово ОДЕЖДА.

В эту же группу можно включить работу  с шарадами, «хитрые загадки»,

Дополнительным преимуществом приемов этой группы является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка.  Не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не что иное, как нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматического разбора, творческих работ, которые просто переносятся из   одного структурного этапа урока в другой.

Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, здесь также возможны разные варианты. Пример задания на использование знаний по математике: «Посмотрите на изображенный квадрат и шифр к нему:

 

 

1 6 7 8 9
2 Л Р Д Ж
3 Б Е Д О
4 У Ф М Е
5 П Г В О

Шифр 16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (6-я буква)

Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произведете необходимые вычисления, то узнаете новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке. С помощью какого действия вы узнали буквы слова? Какое это слово?» (Искомое слово ДЕРЕВО.) В случае затруднения учитель может дать подсказку о виде математического действия: умножение.

Задание на использование первичных знаний по геометрии. Учитель дает установку: «Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них:

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы». (Время предъявления 50-60 с., после чего фигуры и буквы убираются.) Затем учитель показывает те же самые геометрические фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово.    

 Задание на

Н
И
О
Б
К
А
М

использование   знаний   по изобразительному искусству. На доске изображаются квадраты разных цветов:

 

 

 

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из «Словарика». (Искомое слово ком- байн.) Использование приемов данного типа наряду с осуществлением межпредметных связей стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.

Связь словарных слов с таблицей умножения или сложения

  1. Все слова зашифрованы на отдельных скрепленных фишках (зайчиках, ёлочках, грибочках, и др.).
  2. На фишках – числа. Они соответствуют произведениям, записанным на конверте. (Рисунок 1)

 

  1. Каждая фишка с числом – это отдельная буква на обратной стороне.

ИГРА «Домики с секретом». Учащимся предлагается узнать, какие два словарных слова спрятались. Решив круговые примеры. Номер слова указан на крыше дома. Решив пример, записанный внизу дома. Ответ примера равен первому числу второго примера. Следующий  пример надо искать на улице, номер которой, указан на трубе предыдущего номера. Например: начинаем с домика со второй улицы на крыши которого стоит цифра 1 и первая буква будет Р

Решаем пример и ищем домик на первой улице, где  первое число примера ответ предыдущего примера т.е. 54, значит ,вторая буква Е. Выполняем действие и находим следующий пример на третьей улице и т. д. Пройдя весь путь учащиеся составляют два слова Ребята и Родина.

 

На уроке труда можно предложить учащимся сложить словарное слово из геометрических фигур или танаграм. Сначала данный вид работы выполняется по образцу, в дальнейшем самостоятельно. Для дальнейшего увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей применяются упражнения пятой группы. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Как и в упражнениях первых четырех групп, здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя. Сначала педагог предлагает такого типа задания: «Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:

м… г… зин — прод… вец

                                                     б…лъница врач..

                                                 т..amp…ктёр

  космический к.,.рабль ?

Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?» Примерный ответ: «В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе — связанную с ним основную профессию. В магазине продавец, в больнице врач, в театре — актёр, на космическом корабле — космонавт. Значит, сегодня мы познако­мимся со словом космонавт». Очередное задание может выглядеть следующим образом: «Внимательно посмотрите на данную запись:

в..сна    город     н…род
трава                         угон                                        ?

Назовите слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?» Возможный ответ: «Это слово вагон. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом образовано слово народ. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки». При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания,  языковая  интуиция,  связная  аргументированная  речь.   Школьники  не  просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Упражнения данного типа ценны еще и тем, что с их помощью можно повышать орфографическую зоркость учащихся за счет пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого плана: «Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам». Прочитав пословицы, ты узнаешь словарное слово, с которым мы будем работать сегодня

  • ытоббусвиторпяндечгелтен
  • Нет легче дня против субботы. Как вы догадались?  Читали справа налево.

Прочитайте словосочетания, как вы думаете, с каким словом мы познакомимся сегодня?

сяогчондыые               сочные ягоды

Чяегрондиккаи            Ягодка черники

Мы читали через букву. В первом и втором словосочетании говориться  о ягодах. Словарное слово ягода.

Перечень упражнений и заданий по необходимости можно было бы продолжить. Но в данном случае важно подчеркнуть: овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.