ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

50

Г.М.Цвингер

ГУ «Экономическая школа-лицей»

 

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

 

«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Паскаль

Что такое «инновация». На мой взгляд, инновация, прежде всего, — это подход, а не какая-то конкретная вещь. Когда вам кто-то говорит, что он занимается инновациями, вы будете спрашивать: «В чем?» В то же время инновация — это способ мышления. Человек с инновационным способом мышления все время идет вперед.

Инновация (лат) — это перемена к лучшему, обновление. Таким образом, если новые педагогические технологии приводят к лучшему, к обновлению, то их и можно считать инновационными.
Инновация (фр) — нововведение, новшество.

Процесс воспитания формируется успешно, если строится с учетом основных требований инновационного подхода:

  • создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
  • обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс воспитания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
  • опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем,
  • опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;
  • опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень..

Мы живем в мире медиа — расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Раньше основными источниками информации о мире были подконтрольные власти печати и телевидение, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и скоростной Интернет выбрасывают детей в свободное плавание, в котором утрачена система ориентиров. «ночной » и «дневной » дозоры поменялись местами, черное становится белым, настоящее все труднее отличить от ложного. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Подросток, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Подростковый возраст — время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации своих прав на свободу выбора своей деятельности.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Классный руководитель из «дежурного по детям» переходит в новый статус — статус«путеводителя», наставника, воспитателя в широком смысле этого слова. В настоящее время одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Воспитательный процесс нацелен сейчас на подготовку человека к самообразованию. Компьютерные и информационные технологии встали на службу воспитания и естественно вписываются в жизнь нашей школы ,являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.  Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку

Наша школа имеет в наличии  5 кабинетов оснащенных интерактивным оборудованием. Три кабинета информатики.  Выход в Интернет по линии МЕГАЛАЙН. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

Информационно- компьютерные технологии

            внедряемые в воспитательный процесс

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ                    КОМПЬЮТЕРНЫЕ

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям: (приложение)

 

  1. Организация внеклассных мероприятий,
  2. общешкольных праздников и концертов,
  3. библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
  4. Проектная деятельность.
  5. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
  6. Выпуск школьных газет. Оформление классных уголков..
  7. Предпрофильная подготовка.
  8. Расширение информационного пространства для выпускников школы.
  9. Работа с родителями.
  10. Отслеживание успеваемости и посещаемости учебно- воспитательно процесса.

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом, ребенком, семьей в освоении культуры, накопленной человечеством. Организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Цель деятельности классного руководителя – создание  условий  для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

– формирование и развитие коллектива класса;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

– формирование здорового образа жизни;

– организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

– защита прав и интересов обучающихся;

– организация системной работы с обучающимися в классе;

– гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

— организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель выполняет несколько функций:

–организационно-координирующую

– коммуникативную;

– аналитико-прогнастическую

– контрольную

Изучив нормативные документы классного руководителя и выработав план и структуру работы, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.

При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей — это родительские собрания. 1 раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе. Собрания, лектории, совместные классные часы с использование ИКТ отличаются яркостью, зрелищностью, глубиной восприятия. Конечно от классного руководителя требуется умение не только собрать информацию, обработать, но и преподнести ее. Так возможности интерактивного оборудования позволяют быстро провести небольшой опрос родителей по интересующим вопросам. Возможности программы Ровер поинт позволяют наглядно изобразить основные моменты собрания в графиках, таблицах, диаграммах. Специальная программа для организации мониторинга успеваемости и посещаемости в среде Exsel позволяет быстро и четко подготовить информацию по каждому ученику. Отследить успеваемость, посещаемость, а так же направленность учащегося по циклам Родители, и сами ученики владеют  информацией по  успеваемости и посещаемости, делают выводы, получают рекомендации от кл. рук, а так же от психологической службы школы. И могут спрогнозировать выбор профиля обучения гуманитарный или естественно математический. Т.к данный продукт разбивает учебный процесс по циклам и выдает по каждому циклу и каждому ученику средний балл. А так же для отслеживания результативности учебно-воспитательного процесса наглядно, в графиках демонстрирует ситуацию по каждому классу. Отображая средний балл, процент успеваемости, качества знаний, посещаемости по каждому предмету образовательного цикла.(ПРИЛОЖЕНИЕ)

К данной функции так же относится стимулирование разнообразной деятельности учащихся и ведение школьной документации. Как классный руководитель и учитель математики и информатики, я приобщаю своих учеников к проектной работе и поиску информации и общению через Интернет. А время на ведение документации существенно сокращается, если вести ее в электронном виде. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Классные и информационные часы целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, флипчатами составленными либо учителем, либо учащимися. А так же нововведением в нашей школе является создание видеостудии «Лицеист». Используя программный продукт Ulead VideoStudio 11.5 Plus, камеру, цифровой фотоаппарат учащиеся создают видеофильмы по различной тематике. В копилке имеются фильмы:

  1. «Система работы государственного учреждения» (по заказу администрации)
  2. «Выпускник — 2009»(юмористический журнал)
  3. «Казахстанский барс открывается миру»(тематический кл.час)
  4. «Землятресения»(к дню ГО)
  5. «Математика или информатика, что важнее »( интервью )
  6. «Наш директор» (посвящение)

Работа студии(поиск информации, озвучание, монтировка, подбор музыки, создание титров и т.д.) несет огромную воспитательную направленность. Способствует сплочению коллектива, умению работать в группе, отстаивать свою позицию по различным вопросам. Осуществляет нравственное, патриотическое, эстетическое, правовое и.т.д воспитание.

Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. А так же организация предпрофильной работы со старшеклассниками. Для меня такая работа уже не возможна без применения ИКТ, что позволяет представить информацию для анкетируемого наглядно и четко (ПРИМЕР АКТИВ БОРД, тесты)

Под контрольной функцией подразумевается контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся учебных занятий. Контроль проводится не только по содержанию классных журналов, но и используя программу МОНИТОРИНГА о которой я уже говорила. Верится, что в скором времени в распоряжении учителя будет «Электронный журнал». (МОНИТОРИНГ)

ИТАК:

Что дает воспитателю использование икт? (приложение)

опору на эмоциональную сферу восприятия;

  • экономию времени при подготовке воспитательных мероприятий;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Воспитание с использованием икт способствует развитию:

  • индивидуальности
  • активности учащихся
  • творческого потенциала учащегося
  • самореализации
  • самосознания

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Подтверждением эффективности выбора и использования ИКТ  в воспитательной работе свидетельствует анализ учебно-воспитательного процесса. Это и диагностика уровня воспитанности, высокий процент успеваемости, посещаемости класса по школе. Анализ учебной деятельности свидетельствует о высокой степени обученности класса. По отзывам коллег учащиеся класса отличаются коммуникабельностью, высокими моральными качествами. По мнению психологов в классе очень хороший микроклимат и взаимоотношения.

  1. Анализ уровня воспитанности (Диагностика)
  2. Анализ успеваемости и посещаемости (мониторинг )
  3. Анализ учебной деятельности учащихся по образовательным предметам.(сравнительные анализы по предмету)

Таким образом, использование компьютера в воспитательной работе классного руководителя – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд воспитателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность воспитательного процесса. Позволяет вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.

Сегодня многие говорят о пагубном влиянии компьютерных и информационных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации. Да, я согласна, что нравственное воспитание школьников сегодня не имеет высокой эффективности. Объем информации очень велик. Не любая информация полезна для восприятия.  Поэтому возникает необходимость вводить некоторые ограничений и правила при работе в среде интернет, что дает широкую почву для правового и нравственного воспитания учащихся. В кабинетах которых есть доступ к сети Интернет находятся памятки правил работы в сети.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку, Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии.

Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца, как нет предела развитию ИКТ.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ В РЕДАКТОРЕ ПРОСМОТРА СЛАЙДОВ.