Применение наглядных методов на уроках музыки.

73

Применение наглядных  методов  на уроках  музыки.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Одной из главных задач приобщения детей к музыке считаю: применение наглядных  методов  на уроках  музыки

Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Этот принцип был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др. педагогами.

«Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». К.Д. Ушинский.

И в современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. Наглядные средства можно разделить на виды:

  • Изобразительные — рисунки, портреты, фотографии, репродукции.
  • Условно-графические — таблицы, схемы, блок-схемы и т.д.
  • Мультимедиа приложения — аудиозаписи и видео материалы – фильмы, мультфильмы, являются одними из эффективных дидактических средств.

Наглядность использую во всех видах деятельности и на всех этапах урока.

Наглядность при разучивании песни.

Этапы разучивания песни Наглядность
1. Знакомство с песней Исполнение учителем, как пример звучания
2. Беседа и анализ песни Картинки, схемы
3. Разучивание Исполнение отдельными учащимися
4. Исполнение Инсценирование
5. Творческое проявление при исполнении песни Самовыражение в песне, как бы создание ее вновь.

Наглядность при изучении теории.

Этапы изучения теории Наглядность
1. Объяснение Портреты композиторов, картинки, фотографии, аудио и видео записи, схемы, таблицы, презентации
2. Закрепление Раздаточный различный материал, музыкально-дидактические игры.
3. Повторение (проверка дом. задания) Схемы, таблицы
4. Обобщение Тесты, дискуссии
5.Творческое применение знаний Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие творческие задания.

Наглядность при восприятии музыки.

Этапы восприятия музыки Наглядность
1.                Восприятие музыки Аудио и видео записи, слайды
2.                Анализ произведения Схемы, сравнение с другими произведениями
3.                Творческое выражение услышанного Рисунки, рассказы.

Наглядные средства позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приведет  к повышению мотивации к учебе и прочности знаний.

Во время объяснения нового материала обязательно использую наглядность, что позволяет полному усвоению темы – схемы, таблицы Приложение 1

В настоящее время в школьную жизнь прочно вошли мультимедийные презентации. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам («Казахские музыкальные инструменты», «Музыка славянских народов», «Инструменты симфонического оркестра», «Балет», «Биографии композиторов» и др.).

Видео записи (игра на музыкальных инструментах, сцены из балета), небольшие автобиографические фильмы о творчестве композиторов, мультфильмы (по опере «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Пер Гюнт» и др.) вызывают огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию.

На уроках использую различные виды опроса с применением наглядности —  кроссворды, ребусы, головоломки, филологические кроссворды (филворды), графические диктанты, игра «Да-нет-ки», блиц опрос. Даже младшие школьники составляют кроссворды на заданную тему, проявляя при этом свое творчество при составлении и оформлении задания. При закреплении знаний музыкальной грамоты предлагается детям составить ребусы, используя правильность написания нот на нотном стане, зашифровывая музыкальные слова: Приложение 2

В младших классах во время исполнения песен использую инсценирование (с применением элементов костюмов – наголовники, атрибуты), что организует детей и вызывает интерес.

При использовании наглядных средств обучения в учебном процессе считаю необходимым соблюдение ряда условий:

— доступность

— содержательность

— иллюстративность

— дозированность

— целесообразность

Данный опыт работы позволяет сделать выводы: уроки, на которых применяются наглядные методы, не только активизируют у учащихся умственную деятельность, но и развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

 

 

Приложение 1.

 

Рондо (от франц. круг)– музыкальная форма, в которой основная тема проводится многократно (не менее 3 — раз), чередуясь с другими темами – эпизодами. Основная тема называется рефреном.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

А – рефрен

В С D – эпизоды

 

 

 

 

Состав симфонического оркестра.

 

струнные Деревянные

духовые

Медные духовые Ударные
Скрипка Флейта Труба Литавры
Альт Гобой Валторна Тарелки
Виолончель Кларнет Тромбон Треугольник
контрабас фагот туба Малый барабан
      Большой барабан
      Ксилофон
      Челеста

 

 

Вид музыкальной формы схема
Одночастная А
Двухчастная А+В
Трехчастная А+В+А
Вариации А1+А2+А3+А4…
Рондо А+В+А+С+А+D+А…

 

 

 

Приложение 2.

 

Найди спрятавшиеся ноты. На свободные места в словах, поставь название подходящих нот.

           
           

 

 

ЗЕМ                                         ДЕ                 ВО                                             Р

 

 

           
           

 

 

ЛИНА                                               ДЕНЬЕ                                 НЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доре и реми.

А.Смирнов.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филворд Лирика в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди 6 названий лирических песен.

 

в о п е л а к п п ы т с я р к
к е н г ш с я у й ц в а ь и о
б а р к а р о л а м и т ь б л
о д в е н г э у з р п а в н ы
н р р п э л е г и я ц й у х б
я о т м и ц у к е н г с о ю е
с м б ж ы к е н г ш х а п о л
м а п с е р е н а д а г д л ь
и н р з ф к у ц ы а п р о н н
т с о ф в н о к т ю р н р р а
б и о ш а р о л д ж б д л о я

 

 

 

Переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти Чайковского. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия двух балетов Чайковского.

       
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди музыкальные инструменты входящие в состав симфонического оркестра и раскрась их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реши кроссворд на тему: Что такое танец?

 

  1. Польский композитор, который писал танцевальную музыку?
  2. Любимый инструмент Ф.Шопена?
  3. Танец, в переводе который означает «крутящийся, вращающийся».
  4. Муза – покровительница танца?
  5. Вид искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела?
  6. Старинный танец, который танцевали в деревянных башмаках.
  7. Польский танец, который имеет живой, подвижный характер, акцент падает на третью долю

Ребусы.

           
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скрипка                                   барабан                                     гитара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виолончель                             рояль

 

 

 

 

 

Пользуясь ключем, расшифруйте высказывание В.И.Ленина о сонате Бетховена «Апассионата».

                                                   1      2      3       4        5       6 

1

2

3

4

а б в г д е
ж з и й к л
м н о р с т
у ч ы ь ю я

 

« 23 22 41 31 23 36 16 26 44 32 11 46 ,          
                                     
  32 16 42 16 26 33 13 16 42 16 35 25 11 46        
                                     
31 41 22 43 25 11 . 46   13 35 16 14 15 11        
                                     
  35   14 33 34 15 33 35 36 44 45 , 31 33 21 16 36  
                                     
12 43 36 44 , 32 11 23 13 32 33 24 , 15 41 31 11 45 :
                                     
  13 33 36   25 11 25 23 16   42 41 15 16 35 11    
                                     
31 33 14 41 36   15 16 26 11 36 44   26 45 15 23  
                                     

 

«Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди »