Контроль знаний и виды опросов на уроках математики

86

Контроль знаний и виды опросов на уроках математики

 

Ганюшкина Т. А.

КГУ «УВК «Лицей»»

 

Усвоение курса математики в настоящее время требует дифференциации в обучении. В основе, которой, во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, во-вторых, создание условий для усвоения материала в большем объеме теми, кто проявляет интерес к математике.

Как осуществлять контроль знаний при этом?

Преподаватели  математики  используют все виды контроля: текущий, рубежный, промежуточный, итоговый. На заседаниях нашей кафедры происходит обмен опытом, обсуждаются проблемы контроля: системный подход, накопляемость оценок, результативность различных методов.

Какие формы контроля знаний и умений наиболее приемлемы для уроков математики?

Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение.

Нелишне будет вспомнить и точку зрения Б.Г.Ананьева, считавшего отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе самым худшим видом оценки.

В наше время мы не говорим об обязательной пятибалльной системе оценок. Сегодня это могут быть различные системы, но каждая оценка должна быть объяснена ученику, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна для детей, мнение это учителя или анализирующих ответ одноклассников.

Какие формы контроля знаний предпочитают сами лицеисты?

Ребятам  из разных классов  было предложено ответить на вопрос: «Если бы у вас была возможность выбирать, то вы предпочли форму контроля знаний?» и предложены варианты ответов:

  1. Зачёт, экзамен по билетам
  2. Тестирование по индивидуальным тестам
  3. Тестирование по одному варианту
  4. Контрольная работа по вариантам
  5. Зачёт-беседа по материалам курса
Виды контроля по
уроку
по
теме
за
четверть
за
год
Зачёт (вертикальный, тематический и т.д.) 17% 20% 10% 15%
Тестирование 45% 43% 37% 48%
Контрольная работа по вариантам 15% 15% 15% 15%
Зачёт-беседа по материалам курса 27% 17% 20% 15%
Устный опрос 5% 7% 3% 10%
Опрос с помощью ПК 15% 20% 18% 13%
Реферат (исследовательская работа) 3% 2% 5% 7%
Творческое задание 2% 1% 2% 2%
Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина 14% 11% 12% 13%
Свой вариант контроля 3% 1% 2% 1%
  1. Устный опрос
  2. Опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)
  3. Реферат (исследовательская работа)
  4. Творческое задание (изготовление пособий, карточек)
  5. Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина
  6. Свой вариант контроля

Результаты опроса представлены в виде таблицы и диаграммы, из которой следует, что предпочтение лицеисты отдают тестированию (в среднем 42%), впрочем, как и дети других школ.

 

 

 

Однако преподаватели лицея считают обязательными такие виды контроля, как: зачет, зачёт-беседа по материалам курса, исследовательская работа, творческие задания и другие.

На своих уроках применяю различные формы и методы организации опроса, которые обеспечивают следующие функции:

— всестороннюю проверку знаний;

— определение уровня усвоения знаний;

— проверку умений и навыков познавательного и практического характера;

— оперативность и своевременность проверки;

— не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функции.

 

Это Стартовый (входной) контроль осуществляю в начале учебного года, при этом мы обязательно проводим сравнительный анализ с результатами итогового контроля, проводимого в конце прошлого учебного года. В стартовой   работе я предпочитаю  письменные контрольные работы, или опросы в форме теста.

Текущий контроль осуществляю в повседневной учебной работе, как правило, во время урока.

Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности. Я считаю, что этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической  самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.

Для проведения текущего контроля перед учителем великое многообразие форм:

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

“Да-нетка”

Например, на уроке «Треугольники» загадывается определенный вид треугольника, и ребята начинают задавать вопросы:

  • В этом треугольнике равны все стороны? — нет;
  • В этом треугольнике любая медиана является биссектрисой и высотой? – нет;
  • В этом треугольнике углы при основании равны? – да;

Ребята делают вывод, что это «Равнобедренный треугольник»

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Игра в случайность

Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема доклада, вызываемый ученик. Я  использую игральные кости, подбрасываем вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале…

Лови ошибку!

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, спикер передает результаты учителю

После работы проводится самопроверка, на доске вывешиваются задания без ошибок.

Ребята выставляют оценки по критериям.

«Сигнальные карточки» я использую в таких формах работы, как математические и графические диктанты.

Наравне с указанными видами опроса, в своей работе использую:

индивидуальные карточки, тестирование учащихся при помощи интерактивных средств activote, тестирование при помощи системы TestCheck, и тестовых оболочек, используются мной различного рода тренажеры, контрольные  листы «Заполни пропуски», «Допиши» и т.д.

Промежуточный контроль провожу обычно после изучения раздела программы или в конце учебного года (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал.

В среднем звене предпочтение отдаю творческим заданиям «Сказка про…», составление кроссвордов и ребусов. В старших классах использую индивидуальные  домашние работы.

По окончании четверти проводится контрольная работа, а за полугодие дополняется проверкой теоретического материала.

Итоговый контроль провожу в конце каждого учебного года в виде письменной контрольной работы.

Таким образом:

Сочетание правильно подобранных видов  контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс  определения степени обученности учащихся

Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи школьниками, помогает организации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода на уроках, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки учащихся.

Для достижения поставленной цели преподаватели кафедры математики лицея постоянно повышают свой профессиональный уровень, занимаются поисками новых форм и методов контроля знаний лицеистов. Они участвуют в научно-практических конференциях, посещают обучающие семинары, курсы повышения квалификации и открытые уроки своих коллег, делятся наработками и опытом с коллегами на мероприятиях городского, областного и республиканского уровней.

.