Организация групповых форм работы на уроках географии.

Организация групповых форм работы на уроках географии.

Медина Т.В.учитель географии

средней школы №25 г.Сатпаев

Карагандинской области.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Основной целью групповых технологий является обеспечение активности в деятельности учащихся и достижение высокого уровня в освоении содержания обучения, что определяет актуальность, значимость и эффективность использования этих технологий.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе коллектива (класса):

  • Создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания, и\или
  • Организуется межгрупповое взаимодействие по достижению одной общей для всех цели.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно- групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников-звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • Взаимное обогащение учащихся в группе;
  • Активизацию учебно-познавательной деятельности через организацию совместных действий;
  • Распределение действий, операций, формирующее кооперативную компетенцию школьников;
  • Необходимую и адекватную коммуникацию для планирования деятельности и выбора способов действия;
  • Обмен способами деятельности для получения совокупного продукта-решения проблемы;
  • Рефлексию для формирования отношения к своему действию и коррекции этого действия.

Функции учителя, использующего эти технологии разнообразны: координация и контроль, ответы на вопросы и помощь по запросу школьников. Главное, что он – не явный лидер – единственный носитель знания, а сопровождающий процесс освоения учащимися нового знания.

Порядок работы на уроке.

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.
  2. Создание групп учащихся.
  3. Определение содержания, этапов и времени групповой работы.
  4. Выполнение работы в группе.
  5. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.
  6. Подведение итогов на уроке. Рефлексия.

Оценка работы группы.

Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставления всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить «отлично», а кто-то «удовлетворительно». Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.

Тема урока: «Топливно — энергетический комплекс Казахстана».

 

Цели урока: Установить основные нефтяные, газовые, угольные бассейны и объяснить принципы их размещения. Продолжить обучение учащихся коллективной работе на уроке. Продолжить формирование умения работать со статистическим материалом учебника и составление на его основе кардиограмм и диаграмм.

Совершенствовать умения учащихся давать четкие ответы, осуществляя отбор самого главного, подкрепляя и иллюстрируя цифровым и картографическим материалом. Способствовать экономическому воспитанию учащихся.

 

Оборудование урока: Физическая карта Казахстана, атласы, контурная карта, карточки для групповой работы.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Ход работы:

    1. Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания. Беседа с учащимися по вопросам.

 

  1. В чем главное отличие рыночной экономики от плановой? Какие недостатки имеет рыночная экономика?
  2. Какие сферы экономической жизни страны при рыночной системе остаются в ведении государства?
  3. Что называется отраслью экономики?
  4. Раскройте содержание понятия «межотраслевой производственный комплекс». Чем вызвано формирование межотраслевых комплексов?
  5. Назовите ведущий межотраслевой комплекс в нашей стране. Как вы думаете, какова его главная задача в хозяйстве страны?

 

  1. Изучение новой темы.

На интерактивной доске схема топливно — энергетического комплекса.

 

Нефтяная и

газовая        нефтеперерабатывающая

угольная

тепловые электростанции(ТЭК)

атомные электростанции(АЭС)     гидроэлектростанции(ГЭС)

 

Класс разбивается на группы.

 

Учитель проводит инструктаж группы о предстоящей работе. Раздает группам карточки с заданиями.(на работу отводится 10-15 минут).

После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют его ответы.

В ходе ответов на интерактивной доске — таблицы; которые надо заполнить. Характеристика угольных бассейнов.

 

План сравненияКарагандинскийЭкибастузский
1. Общие запасы угля

2. Качество угля

3. Толщина пластов

4. Глубина залегания

5. Способ добычи

6. Себестоимость

7. Основные потребители

 

Какая угольная база является главной в Казахстане. Почему?

Перспективные месторождения угля.

Ежегодная добыча нефти.

Планируемая добыча нефти к 2015 году.

Развитие отрасли.

 

Год начало добычиМесторожденияОбласти Казахстана
1911г
1963г
1980-90гг
Перспектива к 2005г

 

Нефтеперерабатывающие заводы:

1.______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

 

Газоперерабатывающие заводы:

1.______________________________________

2.______________________________________

 

Протяженность трубопроводного транспорта

_________________________________________

 

Основные линии трубопровода:

_________________________________________.

 

Планируемые трубопроводы:

_________________________________________.

 

  1. Работа по контурной карте.

На контурную карту наносятся крупные месторождения угля, нефти, газа, нефтепроводы.

 

  1. Закрепление нового материала проводится по вопросам:
  1. Какие отрасли включает ТЭК? В чем его главная хозяйственная задача?
  2. Назовите основные особенности ТЭК.
  3. На чем базируется развитие ТЭК Казахстана?
  4. Как обеспечена наша страна топливными ресурсами?
  5. Назовите крупнейшие месторождения угля, нефти, газа Казахстана.
  1. Итог урока.

 

 

Карточки с заданием №1.

 

  1. Что такое топливно-энергетический комплекс? Из каких отраслей он состоит?
  2. Каковы общие запасы угля, ежегодная добыча и ресурсообеспеченность в Казахстане?
  3. Почему угольная база Казахстана имеет межгосударственное значение?

 

Карточки с заданием №2.

  1. Как изменилась добыча угля в Казахстане на протяжении ХХ века? Какое событие и когда явилось решающим для бурного развития угледобывающей промышленности в Казахстане?
  2. Дайте характеристику Карагандинского каменноугольного бассейна по плану:
  1. Общие запасы угля
  2. Качество угля
  3. Толщина пластов
  4. Глубина залегания
  5. Способ добычи
  6. Себестоимость
  7. Основные потребители

 

Карточки с заданием №3.

 

  1. Какова ежегодная и планируемая добыча нефти в Казахстане.
  2. Где и на каких месторождениях нефти и газа началась добыча в период с 1911-1963 год?

 

Карточки с заданием №4.

 

  1. К эксплуатации каких месторождений газа и нефти приступили за период 1980-2000год?
  2. Перечислите нефте и гозоперерабатывающие заводы. Откуда на них поступает сырье?

 

Карточки с заданием №5.

 

  1. Перечислите основные действующие и планируемые линии трубопроводов.
  2. Охарактеризуйте перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Казахстана.