«Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

 

Тема: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

 

Цель:1. Дать понятие «атмоссфера», её состав и слои.

  1. Определить значения атмосферы для жизни организмов.
  2. Объяснить роль и значение О2 и О3

Метод: Рассказ и беседа.

Оборудование: схемы, кластеры

Задачи

Обучающие: — Объяснить  новые понятие и термины.

— обобщить знания по разделу «Гидросфера»

— Закрепить полученные новые знания экспериментально

Развивающие: — развить речевые навыки анализа и умения делать выводы на основе полученных знаний.

Воспитывающая: — развить интерес к предмету через необычную форму проведения урока.

Ход урока

  • Опрос домашнего задания проводится – в виде индивидуального опроса (раздаются листы с приготовленными вопросами для полных ответов учащихся)
  • Проводится фронтальный опрос (географический диктант – для проверки и оценивания учащиеся сеняются тетрадями, а учитель чертит ответ на доске в виде «да» и «нет»

От 15 до 13 – «5»

От 13 до 10 – «4»

От 10 и ниже – «3»

  • Проводится опыт (фильтрование воды). Задается вопрос: можно ли данную «чистую» воду назвать дистиллированной? Почему?

Объянение новой темы

Прежде чем, приступить к объянению новой темы давайте вспомним:

Какие оболочки Земли вы знаете? (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера)

А вот теперь давайте остоновимся еще на одной оболочке Земли – атмосфере (дается определение понятия под запись учащимся)

Атмосфера – это воздушная оболочка, окружающая нашу Землю.

Атмосферы существуют у других планет, но по своему составу они отличаются от нашей и не могуть быть использованы для дыхания и жизни. Слово атмосфера происходит от древ.греч.слова «атмос» — пар. Земная атмосфера – результат развития и изменений за 3-4 млрд.лет.

Теперь, давайте подробно разберем состав атмосферы, т.к именно он является основным фактором жизни на нашей планете.

Состав атмосферы следующий: азот — 78%, кислород — 21%, (мы им дышим, без него люди и все живое погибли бы), инертные газы — 1%, углекислый газ – 0,03%, а еще состав входят водянные пары. Все эти показатели дают нам возможность сказать, что атмосфера – это смесь газов, или воздух.

Значение атмосферы велико: прозрачна, пропускает солнечные лучи, что бы прогреть земную поверхность .

  • Защищает от перехлаждения.
  • Ограждает Землю от метеоритов и не пропускает губительное излучение.

Почему у атмосферы существуют данные факторы?

А это связано с образованием 4 сменяющими друг друга слоями:

Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера

Слои располагаются по мере продвижения от поверхности Земли в космическое пространство.

Тропосфера – вся наземная жизнь сосредоточена в ней. В этом слое образуются облака, выподают осадки и дует ветер.

Стратосфера – располагается от поверхности Земли от 11 до 50 км.

Самый важный слой – защищающий нашу планету, находится в этом слое – озоновый. Он находится на 20км от Земли.

Мезосфера – в ней сгорают все разрушенные космические тела, не долетая до поверхности Земли. Располагается от 50 до 80 км от поверхности Земли.

Термосфера – располагается от поверхности Земли на расстоянии от 80 до 480 км. Здесь образуется Северное сияние.

 

Географический диктант

 

  • Вода – колыбель жизни? Да Нет
  • Правда ли, что медузы на 97-98% состоят из воды? Да Нет
  • Жизнь водных организмов зависит от содержания в воде кислорода? Да Нет
  • Замор – естественная очистка воды от вредных организмов? Да Нет
  • Плавники, ласты, перепонки пежду пальцами, плавтельные ножки – это приспособления для жизни на суше? Да Нет
  • Предки всех сухопутных растений жили в воде? Да Нет
  • Правда ли, что в соленых водоемах много водорослей? Да Нет
  • Камыш, рогоз, осоку, хвощ болотный, водный гиацинт можно ли отнести к живым фильтрам? Да Нет
  • Речной рак может служить индикатором загрязненности пресных водоемов? Да Нет
  1. Всякий водоем способен к самоочищению? Да   Нет
  2. Есть ли в мире место с абсолютно чистой водой? Да Нет
  3. Отстаивание воды от частиц песка, глины, ила-это фильтрация? Да Нет
  4. Уменьшение уровня воды Аральского моря – это результат земледелия (неразумного изпользования вод в хозяйстве)? Да Нет
  5. Правда ли то, что вода в серебрянных сосудах остается свежей долгое время? Да Нет
  6. Беззубка, перловица, циклопы, дафнии – это «естественные» фильтры водоемов? Да       Нет

 

Закрепление изученного материала

Итак, давайте повторим то, что нового мы изучали на уроке:

  • Что такое атмосфера? Почему ее называют «Защитным экраном» Земли?
  • Каков газовый состав атмосферы?
  • Какова роль кислорода для жизни живых организмов?
  1. Для чего вода необходима живым организмам?

 

 

 

 

 

 

Оценки за урок

Запись домашнего задания

Спасибо за урок!

Можете быть Свободны!