Урок географии в 6 классе на тему: «Население Земли. Расы»

60

Урок географии в 6 классе на тему: «Население Земли. Расы»

 

Подготовила: Дюсембаева Алия Гвайдулловна, учитель географии II категории Долинской ОСОШ, Теректинского района, Западно-Казахстанаской области.

 

Цель урока: дать первоначальные понятия о численности населения, росте и плотности населения  Земного шара.

Сформировать понятие о расах, их внешних различиях.

Показать влияние условий окружающей среды на человечество.

Представить географическую картину распространения рас.

Межпредметные связи с биологией, историей.

Оборудование: карта мира, раздаточный материал на парту в виде дополнительного текста и правил написания синквейна, бумага и фломастеры для рисования.

Тип урока: урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Ход урока:

Эпиграф к уроку: “…народы, распри позабыв,
в великую семью соединятся…”

А.С. Пушкин

  1. Организационный момент.

Учитель: Тикают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока. Я хочу рассказать вам притчу:

«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.

— Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

— Твои знания — это маленький круг, а мои — большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.»

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем с вами о населении Земли, рассмотрим расовый состав и их признаки. Итак, в путь!

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2. Численность и рост населения мира на 1января  6 млрд. 934 млн чел. Стр 195.

Слайд № 3. Плотность населения.

Слайд № 4. Демографическая политика.

  1. Стадия вызова:

1 задание: Люди живут на всех материках и островах кроме Антарктиды. Люди, населяющие Землю не похожи друг на друга, выглядят по-разному. Нарисуйте портреты людей, населяющих разные части света, разные уголки нашей планеты. Дайте устное описание их облика.

Работа осуществляется в парах, по окончании каждая из пар презентует свои рисунки, и они вывешиваются на доске

2 задание: Вы заметили, что некоторые портреты чем-то походят друг на друга. Объедините похожие рисунки в группы. Какие названия можно дать каждой из них?

Учащиеся объединяют рисунки в группы, обосновывая свои действия. Названия, данные группам, могут не соответствовать названиям рас на начальном этапе, но исправления будут вноситься только на стадии осмысления содержания.

3 задание: Такие, похожие по каким — то признакам группы людей, называются расы. Как появился термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» — голова, начало, корень. А может от итальянского «razza» — племя. Назовите признаки, по которым можно сравнить людей разных рас?

Линии сравнения Объекты сравнения
1.
2.
3.

Это задание позволяет заполнить первый столбик «концептуальной таблицы», образец которой представлен на доске. Все предложенные линии сравнения записываются учителем. На стадии осмысления они могут быть исправлены или дополнены. Объектами сравнения будут являться те группы людей, названия которым дали дети. Объекты сравнения могут так же исправляться и дополняться.

4 задание: Отличия людей по многим признакам объясняли так: «Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели коричнево-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черными, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бело -розового цвета. Так появились европейцы». Как вы считаете, почему разные группы людей приобрели разные внешние признаки?

5 задание: На каком из континентов нашей планеты могут проживать представители выделенных вами рас? Распределите рисунки по географической карте.

Рисунки закрепляются на карте так, как на данной стадии предполагают учащиеся. Не исправляй!

  1. Стадия осмысления содержания:

Работа с учебником стр. 176 ( раздаю текст).

Человеческие расы.

Общеизвестны три главных расы: европеоидная, монголоидная, негроидная.

Европеоиды – люди, как правило, с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы у них обычно сильно растут, лицо узкое, с выступающим носом (т.е. профилированное), ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует или развита слабо, челюстная часть лица не выступает вперёд губы обычно тонкие. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

Монголоиды имеют чаще всего жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа у них темнее, с желтоватым оттенком, борода и усы растут слабее, чем у европеоидов. Лицо широкое, уплощённое, скулы сильно выступают, нос, наоборот, ноздри расположены под углом друг к другу. Очень характерны глаза: они часто узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего (раскосость). Губы средние по толщине. Эта раса преобладает в Азии.

Негроиды – люди с курчавыми чёрными волосами, с очень тёмной кожей и карими глазами. Борода и усы, как и у монголоидов, растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые, складка верхнего века развита слабо. Характерно также выступание челюсти. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Негроиды живут в Африке. Схожие люди встречаются по всему экваториальному поясу

III. Стадия рефлексии:

1 задание: Анализируется «концептуальная таблица». Вносятся исправления и дополнения в линиях сравнения и названиях рас.
2 задание: Еще раз выслушиваются мнения по поводу причин, повлиявших на формирование внешних признаков рас. Делается вывод.
3 задание: Учащие формулируют определение понятия «расы». «Расы» – группы людей со сходными внешними признаками.

Физ разминка «Мы люди, но мы такие разные.»

4 задание: Вносятся изменения в распределение рас по территории континентов.
5 задание: (можно вынести на домашнее задание) Напишите синквейн по ключевым понятиям сегодняшней темы урока: негроиды, европеоиды, монголоиды.

Монголоид
Узкоглазый, скуластый.
Пасет, кочует, охотится.
Его дом – широкая степь.
Всадник.

Д/з: параграф 58, 59.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема или предмет (1 существительное).
2 строка – описание предмета (2 прилагательных или причастия).
3 строка – действие предмета (3 глагола).
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к предмету.
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово).

Примеры синквейнов, созданные учащимися:

Негроид
Чернокожий, кудрявый.
Трудится, голодает, страдает.
Африка – родина черных людей.
Раб.

Европеоид
Светлый, бородатый.
Строит, любит, растит детей.
Я тоже являюсь европеоидом.
Родня.