Урок -игра «Знаешь ли ты право»

76

 

Урок -игра «Знаешь ли ты право»

 

Цели урока:       —        обобщить и закрепить знания учащихся по курсу                                         «Основы правоведения», формировать правовую                                        культуру;

—        воспитывать у учащихся уважительное отношение к                                             Закону, к взглядам других людей;

—        развивать навыки аргументации и убеждения, умение                                  соотносить свои поступки с нормами морали и                                            закона;

 

Тип урока:                            повторительно-обобщающей

Форма проведения:     урок — игра «Знаешь ли ты право»

Приемы и методы:     работа в малых группах, работа с контрольными                                        листами, беседа, деловая игра.

 

Дидактический                    карточки «преступление-  проступок», пинванд,

           материал:         ситуационный материал «Если вы попали в                                                  полицию…»

                                                        

План урока:

 

  1. Вступительное слово учителя
  2. Презентация команд
  3. Конкурс «Проступок-преступление»
  4. Конкурс «Прав — неправ»
  5. «Если вы попали в полицию…» (работа с контрольными листами)
  6. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

  1. Вступительное слово учителя. Уважаемые ребята! Вот и завершилось ваше знакомство с курсом «Основы правоведения». Вы получили знания по основным отраслям права. Ребята, а для чего человеку сегодня надо обладать правовой культурой?

(Ответы учащихся).

Действительно, человек, знающий законы, старается не нарушать их, и в случае необходимости может защитить свои права.

Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме игры «Знаешь ли ты право»,  которая позволит выявить ваше умение применять полученные на уроках знания в конкретных ситуациях. Сегодня у нас встречаются 2 команды, которые будут соревноваться за звание «Лучшего знатока права».

 

  1. Конкурс — разминка «Презентация»

За 1 минуту команда выбирает себе название, а капитан должен собирать информацию о всех членах команды (5 человек) и  подготовить презентацию команды.

 

  1. Конкурс «Проступок- преступление»

 

Учитель: Спасибо командам. Ребята, очень часто случается, что между преступлением и проступком существует очень тонкая грань и по глупости или незнанию подростку зачастую очень легко ее перейти. Предлагаю Вам карточки с описанием различных правонарушений. Вы должны,  посовещавшись разделить их на 2 группы: в первую —  преступления, во вторую- проступки и разместить их на пинванде.

Проступки:

— в кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались;

— 14-летний мальчик перебежал улицу внеположном месте. Всем машинам пришлось резко затормозить;

— 16 летние ребята сломали несколько деревьев в городском парке;

— группа подростков ловила рыбу запрещенными средствами;

— девятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.

 

Преступления:

— 16 летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба;

— десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего на балконе человека, который умер в больнице.

— двое подростков угнали машину, чтобы съездить на пляж;

— девочка оскорбила своего 15-ти летнего одноклассника, а тот в отместку ударил ее и сломал челюсть;

— подросток, чтобы заработать деньги, согласился продать в школе несколько доз героина;

 

  1. Конкурс «Прав- не прав»

 

В течение 1 минуты командам необходимо обсудить и дать ответы на вопросы, содержащиеся в письмах граждан:

Ситуация № 1 «Сыну моей соседки 15 лет. На него влияет его подростковый возраст. У него нет желания учиться. Второй месяц он не ходит на занятия. Каждый день к нему домой приходит его классный руководитель. На вопросы родители отвечают: «У него нет желания учиться, пусть сидит дома». Правы ли родители?

(Родители не правы. Получение среднего образования обязательно

всеми гражданами РК. Конституция РК, статья 30 п.1)

 

Ситуация № 2. «В июле 2005 г я женился, но вскоре понял, что мое решение было ошибочно, я разочаровался в своей избраннице. В сентябре месяце того же года я подал заявление в суд на развод. Родители жены обратились в суд с иском и потребовали от меня возместить расходы на свадьбу. Имеют ли они на это право?

(Нет. Никакие имущественные обязательства из заключения или расторжения брака не возникают).

 

Ситуация № 3. « Я работал на заводе техником. 16 июня 2009 года был уволен в связи с призывом в армию. На мое место приняли Голубеву. 6 октября по состоянию здоровья я был демобилизован, вернулся на завод с желанием работать на прежнем месте, но администрация отказала мне, сославшись на то, что принятая на мое место Голубева с работой справляется и увольнять ее нет смысла. Правильно ли поступила администрация?»

(Нет, администрация должна была разорвать трудовой договор с Голубевой, т.к., вы восстановились на прежней работе)».

 

Ситуация № 4. «Недавно мы с другом шли по улице и у одного из домов увидели оставленный без присмотра мотоцикл. Николай предложил мне покататься на мотоцикле. Через 2 часа, поездив по городу, мы вернули его на место. Николай сказал, что даже если бы нас застукали, то все равно нам ничего бы не было, т.к., мотоцикл мы вернули и наказывать нас не за что.

А кроме того,  мы — несовершеннолетние. Прав ли Николай?»

( Нет. На лицо факт угона транспортных средств и за это преступление ответственность наступает с 14 лет).

 

Ситуация № 5. «Бригада врачей скорой помощи получила срочный вызов на место столкновения автобуса с грузовиком. Водитель машины скорой помощи Ессеев, желая как можно быстрее прибыть на место происшествия, превысил разрешенную скорость движения и сбил пешехода. Оправдает ли суд Есеева, т.к. он действовал из  лучших  побуждений, намереваясь как можно быстрее прибыть на место происшествия?»

( Нет, он нарушил ПДД в результате чего пострадал человек).

 

Ситуация № 6. «Мой друг учится в 10 класс. Как-то вечером мы сидели в гостях, делать было нечего и он предложил позвонить ради шутки в полицию

и сказать, что в школе заложена бомба. Я отговаривал его, но он сделал все по-своему. Является ли его поступок преступлением? »

(Да, это заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

 

Ситуация № 7. «10-летний Юра переходил дорогу в неположенном месте. Можно ли его подвергнуть административному наказанию?»

(Нет, административная ответственность наступает с 16 лет)

 

Ситуация № 8. «Вадиму 17 лет. Вместе с другом он совершил разбойное нападение и был задержан работниками полиции. Можно ли считать, что это групповое преступление?»

(Да, преступление совершенное двумя и более лицами является групповым).

 

Ситуация  №9. «15 летний Алибек накурился анаши и  совершил квартирную кражу, находясь под действием наркотиков. Он утверждал  на суде, что ничего не помнит. Является ли это обстоятельство смягчающим при назначении наказания?»

(Нет, наоборот, отягчает ответственность).

 

Ситуация № 10. «Разозлившись на учителя физики, который поставил за урок «2» 12-летний Сергей разбил приборы в кабинете физики. Он уверен, что его не  заставят возместить материальный ущерб. Так ли это?»

(Материальный ущерб будут возмещать родители Сергея).

 

Ситуация № 11. «Вечером в районе нашего дома было совершено преступление. Моего 15-летнего друга, который по описанию свидетелей был похож на преступника, работники полиции задержали на 4 суток. Правомерны ли их действия?»

(Нет, — граждане не могут быть задержаны более, чем на 72часа)

 

Ситуация №  12. «Родители заставили выйти меня замуж за богатого человека против моей воли. Я его не люблю, жизнь с ним невыносима. Может ли суд признать наш брак недействительным?»

(Нет, брак был заключен по взаимному соглашению сторон).

 

Ситуация 13. «Ахметов выплачивал алименты на содержание сына Болата. После окончания школы Болат пошел работать на завод. В связи с этим Ахметов обратился в суд с иском об освобождении его от уплаты алиментов, полагая, что его сын вполне взрослый чловек с самостоятельнм заработком. Удовлетворит ли суд иск Ахметова?»

(Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей независимо от того, есть ли у них другие источники средств существования).

 

Учитель: Я рада, что вы показали хорошие занятия норм различных отраслей права.

В жизни иногда бывают ситуации когда нам приходиться сталкиваться с сотрудниками полиции. Как вести себя в случае задержания?

 

  1. Контрольный лист. «Если вы попали в полицию». В течение 5 минут

команды должны вписать пропущенные слова. За каждый правильный

ответ  назначается очко.

— в случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны … (немедленно сообщить об этом родителям или лицам, их заменяющим);

— при задержании, как правило проводится личный досмотр. При этом

обязательно должны присутствовать … (понятые) и оформляться…(протокол);

— закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в … (ночное) время;

— с момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Защиту обеспечивает… (адвокат);

— несовершеннолетний, подозреваемый в совершении уголовного

преступления, может быть задержан на… (3) суток.

 

  1. Подведение итогов урока. Награждение лучших знатоков права.

Учитель: Сегодня вы показали хорошие знания норм права. Надеюсь, что они окажутся очень полезны вам в вашей дальнейшей жизни.