Программа повышения результативности обучения в условиях компетентностного подхода (Очкурова С.В.)

69

Программа повышения результативности обучения в условиях компетентностного подхода (Очкурова С.В.)

 

Актуальность

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований. Одной из актуальных проблем казахстанского общества, обозначенных «Концепцией 12-летнего среднего общего  образования в Республике Казахстан», является «формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему»

Главная цель общего образования — формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Изменения в обществе и целях образования требуют серьезных преобразований и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы школы. Что естественным образом отражается на организации системы обучения в начальной школе, так как начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека, в котором закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Формирование компетенций, рассматриваемых как единый и целостный новый образовательный результат, затрагивает не только содержание, но и организационные формы, методы и средства обучения, а также оценку достижений ученика.

Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.  Понятие «ключевые компетенции» стало неотъемлемой составляющей модернизации образования в экономически развитых странах. Хотя на настоящий момент не сложилось общепринятого определения ключевых компетенций, тем не менее, общим для всех определений является понимание их как способности человека справляться с самыми различными задачами.

Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию. Ключевые компетенции предполагают постоянное оценивание, которое состоит из внутренней и внешней оценки.

Данная программа разработана с учетом особенностей современного образования, в соответствии с программой развития начальной общеобразовательной школы и является основой для работы с учащимися высокого уровня развития и с  низким уровнем развития. Направлена на эффективное выявление, поддержку и развитие интеллектуально-творческого потенциала, самореализации личности каждого ребенка и помощь учащимся, обучающимся в массовой школе.

 

Анализ результатов обучения учащихся 2 «М» класса

Во 2 «М»  классе обучается  19 учащихся; из них 7 – мальчиков и 12 – девочек.

 

Уровень развития интеллектуальных способностей учащихся во 2 классе

 

Уровень усвоения программы обучения 2 класса Количество учащихся Соотношение в %
Высокий — В 5 26%
Выше среднего — ВС 9 48%
Средний — С 5 26%
Низкий — Н 0 0

 

Анализ уровня развития интеллектуальных способностей учащихся 2 «М» класса показал, что:

  • 5 человек, что составляет — 26%, усвоили общеобразовательную программу 2 класса на В уровень;
  • 9 человек, что составляет – 48%, усвоили общеобразовательную программу 2 класса на ВС уровень;
  • 5 человека, что составляет – 26%, усвоили общеобразовательную программу 2 класса на С уровень.

 

 

Уровень усвоения программы обучения 2 класса Соотношение в %
Математика 78,9%
Русский язык 78,9%
Литературное чтение 94,7%
Познание мира 100%

 

Качество знаний по предметам:

Математика – 78,9%

Русский язык –78,9%

Литературное чтение – 94,7%

Познание мира – 100%

 

Анализ психических процессов учащихся показал, что учащиеся могут анализировать, синтезировать, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, составлять задания по заданной теме. В дальнейшей работе по развитию мыслительной деятельности учащихся следует обратить внимание на следующие показатели: переключаться с одного поиска решения на другой, проводить самоконтроль, взаимоконтроль, для этого надо подбирать соответствующие виды заданий для детей и применять более рациональные методы работы по развитию мыслительной деятельности учащихся.

Анализ деятельности учащихся показал, что учащиеся могут анализировать, синтезировать, обобщать,  классифицировать по различным показателям. Целями дальнейшей работы  является  работа по углублению знаний, развития самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, обучение в подборе и применении рациональных методов работы.

В 2011-2012 учебном году на основе проанализированных данных были сформированы 2 учебные группы:

  1. Школа Олимпийского Резерва

В данную группу вошли учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития:

  • Арабеж Лия
  • Иванова Ксения
  • Киселева Кристина
  • Троеглазова Ангелина
  • Шатнова Кристина

 

Цель: создание  условий для выявления, поддержки, развития и самореализации детей с высоким интеллектуальным уровнем.

 

 

  1. Коррекционная группа

В данную группу вошли учащиеся средним уровнем развития:

 

  • Акимов константин
  • Соколов Александр
  • Чернышов Егор
  • Шнайдер Ян
  • Шпигальская Полина

 

Цель: оказание помощи в усвоении и закреплении программного материала учащимся с низким уровнем развития

 

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие психических процессов.
  2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  3. Развитие умений: анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  4. Формирование стремления к саморазвитию и самообразованию.
  5. Удовлетворение потребностей учащихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Формы работы:

  • Урок;
  • Индивидуальные консультации по определенной теме;
  • Деловая игра;
  • Работа в творческой группе.

Методы работы:

  • Метод эвристического наблюдения;
  • Метод эвристических вопросов;
  • Метод сравнения;
  • Метод придумывания;
  • Метод «мозговой» штурм (в группах);
  • Метод взаимообучения (пары, группы);
  • Метод самоорганизации обучения;
  • Метод контроля;
  • Метод рефлексии;
  • Метод самооценки.

 

Используемые технологии:

  • Игровые
  • Здоровьесберегающие
  • Технологии личностно-ориентированного обучения
  • Информационно – коммуникативные
  • Сотрудничества
  • Уровневой дифференциации.

 

 

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся
  • повышению качества образования и воспитания школьников
  • Разработка специализированных, индивидуальных и диффе­ренцированных заданий для развития учащихся с высоким уровнем развития и повышения интереса к учебе у детей с низким уровнем развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Календарно – тематическое планирование для учащихся с высоким уровнем  развития

 

 

Цель:

Создание  условий для выявления, поддержки, развития и самореализации детей с высоким интеллектуальным уровнем.

 

Математика.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Действия над числами в пределах 100    
2 Геометрический материал    
3 Величины    
4 Математические ребусы, кроссворды    
5 Решение нестандартных задач    
6 Олимпиадные задания    

 

Познание мира.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Человек (человек и природа, организм человека, труд человека)    
2 Живая и неживая природа (их свойства) Растения. Животные.    
3 Общество (Семья. Школа. Город. Страна.)    
4 Тестовые задания. Кроссворды.  Ребусы    
5 Олимпиадные задания    

 

 

Русский язык.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Фонетика.    
2 Состав слова. Однокоренные   слова.    
3 Имя существительное.    
4 Имя прилагательное    
5 Глагол    
6 Предлоги.    
7 Предложение. Знаки препинания    
8 Лексика    
9 Текст    
10 Олимпиадные задания    

 

Литературное чтение.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Литературные термины    
2 Литературные жанры    
3 Биография писателей, поэтов    
4 Тестовые задания, викторины    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование для учащихся со среднем уровнем  развития

 

Цель:

Оказание помощи в усвоении и закреплении программного материала учащимся с низким уровнем развития

 

Математика.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Действия над числами в пределах 100    
2 Величины    
3 Порядок выполнения действий. Скобки    
4 Решение задач    
5 Периметр (квадрата, многоугольника)    
6 Уравнения    

 

Русский язык.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Звуки и буквы.    
2 Состав слова    
3 Однокоренные слова. Разбор слов по составу    
4 Имя существительное. Изменение по числам и родам    
5 Имя прилагательное. Изменение по числам и родам    
6 Глагол.. Изменение по числам    
7 Лексика. Синонимы, амонимы.    

Познание мира.

 

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата
1 Организм человека. Органы чувств    
2 Воздух, вода, почва. Растения. Животные    
3 Семья. Школа.Родина