Этика преподавателя. В помощь молодому учителю

62

 Этика преподавателя. В помощь молодому учителю    

Фундамент становление педагогического мастерства – это профессиональные знания. Недооценка ими, игнорирование этой первоосновы профессионализма приводит учителя к ремесленничеству, примитивизму.

Педагог- мастера своего дела – это специалист, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки, практически разбирающийся в вопросах общей и, особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. Важнейшим компонентом мастерства педагога является педагогическая техника.

   В понятие « педагогическая техника» принято включать две группы компонентов:

1 группа связана:

— с умением педагога управлять своим поведением,

— с умением владеть своим организмом (мимика, пантомимика),

— с умением управлять эмоциями, настроением, техникой речи – дыхание , постановка голоса.

2 группа связана:

— с умением воздействовать на личность и коллектив (состоит из таких элементов, как техника педагогического общения, техника создания дисциплины, техника организации режима и т.д.).

Хорошее владение воспитателем педагогической техникой – условие, необходимое для эффективной его работы.

Голос

Воспитание голоса – процесс трудоёмкий и требует кропотливой работы.

Громкость голоса

— Не говорите слишком громко, но говорите так, чтоб все слышали

Приятный голос – голос спокойного человека, контролирующего свое дыхание

Тон голоса

-Разнообразие тона придает голосу эмоциональность и выразительность.

  Темп речи

             -Разный темп речи помогает вам поддерживать интерес аудитории.

Тщательно выбирайте слова

-Пользуетесь знакомыми словами и короткими предложениями.

-Правильно произносите слова.

-Пользуетесь словами, значение которых известно.

Пользуетесь образным и ярким языком

-Используйте сравнения, метафоры, шутки и аналогии.

-Рассказывайте о своем жизненном опыте, приводите примеры.

-Используйте юмор.

-Чаще обращайтесь  к примерам, чтобы лучше довести вашу точку зрения до учащихся.

                 Персонифицируйте ваше общение с учашимися

                   —Запомните имя каждого учащегося.

-Обращайтесь к учащимся по имени.

-Не скупитесь на похвалу.

 

 

Речь педагога должна привлекать своей естественностью разговорным мелодичном рисунком

                         Тренинг движения и поведения

                          педагога во время урока

                                          Поза педагога

  • Прямая поза – уверенность, восприимчивость, дружелюбие
  • Если вы говорите, повернувшись спиной – это означает отсутствие интереса
  • Поворот боком — негативное отношение
  • Если вы наклонились вперед, когда вам задали вопрос – позитивное отношение

Привычки, мешающие проводить занятия

  • Повторение одних и те же слови выражений
  • Привычка рассеянно вертеть что-либо в руках
  • Лишние дела движения
  • Следует избегат раздрадающих или отвлекающих аудиторию дурных привычек

          

      

Действие педагога при неадекватном

                  поведении учащихся

Всезнайка

  • Используйте его знания и энергию для помощи другим.
  • Задавая вопросы, обращайтесь непосредственно к другим учащимся.
  • Оцените его знание и обратитесь к кому-нибудь другому.

Болтун

  • Продолжайте урок, но подойдите поближе к болтунам.
  • Пересадите болтунов.
  • Назовите их по имини или спросите.
  • В особых случаях можно прервать урок.

Спорщик

  • Никогда не спорьте с ним.
  • Адресуйте их комментарии аудитории.
  • Скажите «мы можем продолжить обсуждение этого вопроса во время перерыва» и продолжайте урок.

Говорун

  • Когда он сделает паузу, начните говорить и перефразируйте сказанное им, продолжайте урок.
  • Задав вопрос и вызвав кого-нибудь еще, отвернитесь от него.

Агрессор

  • Попросите его подтвердить свои заявления фактами.
  • Укажите разницу между тем , что вы обсуждаете и его заявлением.
  • Обратитесь к остальным учашимся и спросите их мнение

Жалобщик

  • Укажите разницу между тем , что вы обсуждаете и что говорит жалобщик.
  • Заставьте его обсуждать не только его проблемы, но и решение.
  • Если это возможно, скажите, что во время обучение и постараетесь решить некоторые из этих проблем.
  • Попробуйте обратить его внимание на другую сторону вопроса.

Шут, развлекающий аудиторию

  • Попробуйте вернуть его к активной деятельности или работе сказав «Давай вернемся к теме нашего разговора».
  • Не обращайте на него внимания.

Типы восприятия учащихся

Визуальный

  • Учащемуся лучше видеть учебный материял.
  • Учащийся успользует высказывание типа-«Я вижу, в чем смысл».
  • Он создает мысленные образы.
  • Следит за движениями тела и выражением лица для кого для того, чтобы лучше понять учебный материал.

Слуховой

  • Учашшийся предпочитает словесные формы обучения.
  • Учащийся использует высказывания типа – «Я слышу, что вы говорите, (я понимаю смысл)».
  • Он предпочитает получать объяснения в логической последовательности.
  • Он воспринимает смысл сказанного, прислушиваясь к тональности тембру голоса, скорости речи и другим голосовым нюансам.

          Подача материала для определения типа восприятия

          Подача материала для визуального типа восприятия

  • Использование визуальных средств

-перекидные плакаты

-слайды

-модели

-рисунки

-видео

  • Насколько возмозжно

-переводите слова в символы

-рисунки – в диаграммы

  • Не забывайте приносить на занятия воспомогательные средства

-тетради

-раздатосный материал

  • Дайте этим учащимся возможности наблюдать, но не делайте активными участниками показа.
  • Используете яркие оброботы речи.
  • Создовайте словесную картину.

               Подача материала для слухового типа восприятия

  • Дайте этим учащимся возможность высказываться и послушать, что скажут другие

-Групповое обучение

-Изучение вопроса в небольших группах.

  • Исрользуйте нумерацию при последовательном изложении

-Первое, второе, третье…

  • Помогайте запомнить информацию, превратив ее в процесс

-Во-первых.., во-вторых… и последнее…

  • Объясните этапы показа.
  • Давайте задание не только в письменном, но и в устном виде.
  • Для увеличения эффективности обучения используйте звук.

      Список литературы:

1.Борисов В.К., Памина Е.М., Панов М.И., Петрушина Ю.Ю., Тумина Л.Е. Этика деловых отношений : Учебник.- М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.

2.Урунбасарова  Э.А., Этика преподавателя: Учебное пособие – Алматы, 2003г.

3.В.М.Шепель. Имиджелогия :Секреты личного обаяния, 1994г.

4.Яковлев С. Имидж учителя : каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимся.// Учитель.-1999.№1.

5.Педагогическая техника в профессиональной деятельности учителя/ Сост.:Калдарова К.И – 2010.