Дополнительная образовательная программа по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения «Курс русской стилистики»

153

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Общеобразовательная казахско-русская школа №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения

«Курс русской стилистики»

(9-11 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составили: Дауренбекова Ж.К.

Конурбаева А.К.

Учителя русского языка и литературы

I категории СШ №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Жезказган

 

Содержание

 

1 Введение

2 Учебно-тематический план

3 Содержание курса

4 Входящая анкета

5 Дидактический материал
Введение

 

Данный курс по выбору «Курс русской стилистики» для учащихся 9-11 классов. По содержанию тематической направленности является надпредметной, по функциональному предназначению является учебно-  познавательной, по форме организации групповой и индивидуальной, по времени реализации краткосрочной (17 часов)

Актуальность: Развитие связной речи учащихся-важнейший аспект обучения по родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно видят залог успешного формирования социально активной личности. Во многих сферах человеческой деятельности искусное владенье речью является обязательным условием, оно становится просто необходимым для эффективной работы. Инженер, учитель, менеджер, врач, политик, социальный работник должны овладеть искусством речи, чтобы полноценно общаться, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения грамотно, но и уместно употреблять языковые средства, как в устной речи, так и письменной.

Проблема: Как научить свободной речевой деятельности, элементарной языковой компетенции, которые позволили бы свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке? Какие условия необходимо создать для работы по обогащению словаря и грамматического строя речи и развития их связной речи.

Обоснование: Данная программа «Курс русской стилистики» призван овладеть нормами литературного языка, формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения. В результате у учащихся расширяется словарный запас, обогащается активный запас грамматических конструкций, вырабатываются творческие коммуникативные способности.

Цель курса: Развитие функциональной и практической грамотности по стилистике, творческих и коммуникативных способностей и качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, воспринимать информацию и передать ее, совершенствование культуры речи. Программа курса предназначено для обучающихся в основной и средней школах.

Задачи курса: Стилистика речи изучает «Функционально-стилистическую дифференциацию речи», т.е. определяемое внешними факторами различие: приемов использования, частоты употребления, сочетаемости тех или иных языковых средств в разных коммуникативных сферах. В связи с вышеизложенной концепцией и целями, основными задачами курса являются:

  • формирование навыков и умений использовать особенности стилистики в устной и письменной речи, презентация результатов;
  • формирование практических навыков успешного эффективного речевого поведения в важнейших жизненных ситуациях.

Содержание курса объединяет 5 тем, которые рассматривают деятельность по расширению и углублению знаний по русской стилистике: практические работы по развитию навыков и умений.

В планирование содержания включены: практические, контрольные, творческие уроки, которые проводятся по окончании изучения каждой темы.

Гипотеза: Если учащиеся овладеют навыками успешного, эффективного речевого поведения, то они состоятся личностями толерантными, так как 21 век требует воспитание гражданина мира, способного решать глобальные проблемы планеты Земля, жить в социуме и быть конкурентоспособными личностями.

Ожидаемый результат: Развитие у учащихся умений и навыков культуры публичной речи, выполнение в использование на практике в разных речевых ситуациях стили речи, умение организовать свою речь в соответствии с ситуацией общения.

В результате успешного изучение курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • расширят словарный запас;
  • обогатят активный запас грамматических конструкций;
  • выработают гибкость в обращении с языковыми средствами, научатся варьировать ими с учетом ситуации, цели общения;
  • усовершенствуют навыки связной речи, грамотное оформление документаций.

После окончания изучения курса учащиеся должны уметь:

— составлять рефераты;

-писать отзыв, рецензию;

-составлять аннотацию, заметки;

-осуществят подготовку к публичному выступлению на заданную или свободно избранную тему (определить тему, содержание и структуру выступления, подготовить правильно использовать конспект);

-умение писать расписку, протокол, заявление, автобиографию, служебные заметки, объявления, объяснительные;

— писать статью в газету.

Требование к уровню подготовленности учащихся.

Учащиеся должны знать и уметь

— успешно взаимодействовать с другими людьми в повседневной и профессиональной сферах жизни;

— различать стили речи;

— документацию (деловые бумаги)

В течение изучения будут предложены следующие формы контроля уровня достижений;

  • выполнение определенного набора практических заданий;
  • устранение ошибок;
  • исследовательская работа (статья в газету, яркость, убедительность правильность речи).

Методическое обеспечение курса.

  • таблицы и схемы;
  • раздаточный материал (упр. зад.)
  • книги;
  • словари

Диагностический инструментарий:

Анкеты, проекты, рефераты, доклады, сочинения, творческие задания.

Форма и методы работы:

Лекция, тренинг, уроки-практикумы, дискуссия, деловая игра, беседа, творческий конкурс.

 

 

 

       Учебно-тематический план

Наименование тем курса В том числе
часы теория практика формы контроля
1 Введение. Задачи курса 1 1
2 Разговорный стиль 3 1 2 Выполнение

практических

заданий

3 Публицистический стиль 3 1 2 Сообщение на заданную тему
4 Научный стиль 2 1 1 Выполнение

творческих

заданий

5 Официально- деловой стиль 3 1 1 тренинг Составление деловых бумаг
6 Художественный стиль 3 1 2

сочинение- миниатюра

Выполнение

практических

заданий

7 Итоговое занятие- творческий конкурс 2 1 1 Выступление в разных жанрах

 

 

Содержание курса

Тема 1 Вводное занятие

Стилистика как отрасль языкознания. Лекция с элементами беседы. Цели курса, план, введение в курс. Речевое общение, речевая деятельность, функциональная и практическая грамотность по стилистике.

Д.з: составление схем, таблиц (стили речи)

 

Тема 2 Разговорный стиль-функции общения (3ч)

Звуковая сторона разговорного стиля. Словообразовательные особенности разговорного стиля. Сфера применения. Быт, семейные и дружеские отношения. Цели общения- обмен информацией, мыслями, близкими людьми.

 

Тема 3

Подготовка выступлений учащихся. Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Месть» Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом скверном ветру? Если бы вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго!

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля: вопросительные и восклицательные

предложения, междометие разговорного стиля. Черт возьми, личные местоимения 1 и 2 лица.

Еще один пример-отрывок из письма А.С.Пушкина к жене, H.H Пушкиной, от 3 августа 1834 года.

«Стыдно, Женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как им смешно, для меня вовсе не забавно, что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтобы видеть скверных актеров».

В этом отрывке следующие языковые признаки разговорного стиля.

Использование разговорной и просторечной лексики.

 

Тема 4 Развитие речи. Изложение.

Что это за птицы? (Текст в разговорном стиле) Выполнение творческих заданий.

 

Тема 5 Публицистический стиль (3ч)

Сфера применения:

Общественная жизнь, политика

Цели общения:

Воздействия, информация об общественно важных делах.

Основные особенности публицистического стиля:

общественно- экономические, политические культурные отношения используется в газетах, в журналах.

 

Словарный диктант

Отработка умений и навыков. Работа с материалом публицистического стиля. Работа в группах.

Д.з: Подготовить тексты «Выступление по телевизору в публицистическом стиле»

 

Тема 6 Жанры публицистического стиля

К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

Работа с текстом. Выступление учащихся.

1.Что такое очерк?

2.0собенности портретного, путевого и творческая работа проблемного очерков. Напишите начало очерка о человеке, которого вы хорошо знаете.

Д.з: Собрать материал для очерка о своем товарище, друге (написание очерка)

 

Тема 7 Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Работа в группах.

Патриотизм: знак вопроса

Подготовка к дискуссии:

— составить вопросы для обсуждения

— провести анкетирование

— подобрать цитаты по теме

— оформить зал

-музыкальное сопровождение

 

 

 

Входная анкета

1.Умеете ли различать речи?

2.Какие      языковые средства вы знаете?

3.Приходилось   ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Какие предложения в ней преобладают?

4.Для какого стиля характерны метафоры сравнения эпитеты?

5.Умеете    ли вы писать заявления объявления? В каком стиле они употребляются?

6.Писали    ли статьи в газетах журналах? Если да в каком стиле писали?

7.Слушали ли вы лекции доклады? Если да то, в каком стиле были?

8.Почему   вы выбрали этот курс?

9.Что вы ожидаете получить от данного курса?

10.Что вам дал этот «Курс русской стилистики»?

 

 

 

 

 

Дидактический материал

 

Задание 1

Прочитайте. Кому, где, в какой обстановке, с какой целью рассказывает мальчик о птицах?

 

Что за птицы?

Сынишка мой пришёл домой и говорит: — Что за птиц таких я видел, — просто не пойму! Идёшь — все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу — они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно: кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают — и опять на воду садятся.

 

Задание 2

В беседе с ребятами таксист рассказал о забавном случае. Рассказ этот был записан на магнитную ленту, затем напечатан в «Пионерской правде». К какому стилю речи вы его отнесёте? Почему?

Перескажите текст.

1) Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого текста; второго; третьего.

2) Сделайте вывод: к какому стилю они относятся; почему.

3) Назовите книги, из которых взяты данные тексты.

 

Однажды ночью…

Представьте себе. Сижу за рулём «Волги». Ночь. Скорость — 70. Вокруг — ни души. Уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука …

Я резко повернулся, чтобы защититься! Но… защищаться было не от кого. Точнее — незачем: на плече у меня сидел … котёнок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвёз его к себе домой.

 

  1. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Так слова, как я, ходить, лес, и многие другие, мы употребляем и, тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем. (1. Из учебника русского языка.)
  2. Сколько всего на свете языков никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки или языки индейцев Америки невозможно… (Детская энциклопедия.)
  3. Прилагательное синий в момент своего рождения значило блестящий, сияющий. Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса — Нот той же основы си -, что и глагол сиять. (Н. М. Шанский. В мире слов.)

 

Задание 3

1) Прочитайте стихотворение. Постарайтесь мысленно «увидеть» нарисованные в нём картины.

2) Какие эпитеты и сравнения помогают нам представить эти картины очень ярко?

 

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

(Ф. Тютчев.)

Задание 4

Прочитайте стихи. К какому стилю речи вы их отнесёте? Почему?

 

Вполголоса

Два цветка, два гладиолуса

Разговор ведут вполголоса.

По утрам они беседуют

Про цветочные дела…

Но подслушивать не следует,

Я тихонько отошла,

Чтоб не знать, о чём вполголоса

Говорят два гладиолуса.

(А. Барто.)

Месяц

Над излучиной речной

Тихий сумрак лёг ночной,

Из-за тучи выплыл месяц,

Месяц ходит, как ручной!

Он проходит над селом,

Стукнул в тучу, вызвал гром,

Над рекой остановился,

Всю засыпал серебром.

(А. Прокофьев.)

 

Задание 5

Составьте план текста так, чтобы в нём формулировалась основная мысль описания, и были названы признаки зимнего леса.

 

Красив, чудесен русский лес зимою

Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.

С весёлым — вистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

(И. Соколов-Микитов.)

 

Задание 6

1) Прочитайте текст. Какое сравнение составляет его основу?

Для чего журналист создал такое сравнение?

К чему он призывает нас, читателей?

2) Прочитайте вслух ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их.

3) Найдите в словаре значение слова пращур.

 

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…

Человеку важно знать свои корни.  Отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (В. Песков.)

 

Карточки для индивидуальной работы

 

Карточка 1

Широко используются в публицистическом стиле фразеологические обороты: толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках. Поясните значение этих оборотов. Составьте три предложения, включив в них эти обороты.

 

Карточка 2

В публицистическом стиле часто используются слова с приставками а -, анти-, де -, меж -, раз-(с -); с суффиксами — и(я), — ци(я), — изм, — ист, — изаци(я); с корнями, близкими по значению с приставками, все -, обще-, сверх -. Под­берите слова с указанными выше приставками, корнями и суффиксами, обозначьте в них слова, составьте словосочетания.