А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь»

55

Тема урока: А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь»

Цели: образовательная: сформировать у учащихся умения определять тему и идею произведения;

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворения, интеллект, память, умения обосновать свои ответы,  расширять кругозор новыми сведениями;

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, призывать к умению любить и дорожить любимым человеком.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Вид урока: комбинированный урок

Форма урока: групповая, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный кабинет: компьютер, интерактивная доска, слайды, военная форма учащихся, гармошка, музыкальное оформление.

Ход урока:

І. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке.

Слайд 1. Эпиграф урока:  Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы…

Н.Островкий

Слово учителя: Жизнь – это подарок судьбы, и поэтому надо уметь ценить жизнь. Очень хорошо понимали это наши солдаты, когда защищали Родину, когда не раз сталкивались со смертью. Об этом и другом сегодня на уроке.

ІІ. Опрос домашнего задания. К.М.Симонов. «Жди меня».

 

К.М.Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Первые стихи были напечатаны  в 1936 году. С 1941 года в армии. В 1942  было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника.

Произведения: «Живые и мёртвые», «Дни и ночи», «Четвёртый», «Родина», «Жди меня»…

Герой Социалистического Труда

 

Чтение стихотворения наизусть учащимися. По ходу вопросы по тексту:

  1. О чём это стихотворение? По кому он скучает солдат? Чего больше всего ему хочется?
  2. Какие слова вам особенно запомнились? Что хочет сказать автор этими словами?
  3. В каких строчках выражена основная мысль?
  4. Как думаете, как надо читать это стихотворение?
  5. Что вы можете рассказать об авторе стихотворения?
  6. Какова тема стихотворения?

ІІІ. Закрепление домашнего задания методом ассоциации, использованием картинок о войне. Слайд 2. Война – это смерть, несчастье, слёзы, голод, холод, разрушение, страх… (Показ сюжетных картинок о войне).

ІҮ. Объявление новой темы. А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь» Слайд 3. Портрет поэта.

        А.А.Сурков – русский поэт, общественный деятель.

Родился 1(13) октября 1899 года     в деревне Середнево  Рыбинского уезда Ярославской губернии.

В годы войны получил звание подполковника.

Произведения: «Я пою победу», «Песня смелых», «Дороги ведут на запад», «Бьётся в тесной печурке огонь» и т.д.

Герой Социалистического Труда

 

«Землянка»… «Песня смелых»… «Человек склонился  над водой»… Если среди нас живёт поэт, болдинская осень которого пала на два самых тяжелейших, самых страшных года – сорок первый и сорок второй, то ведь это не просто совпадение, это качество души, которая с самой большой силой приблизилась к душе народа именно в самую тяжёлую годину»

К.Симонов

Это слова К.М.Симонова об А.А.Суркове. Хороший отзыв, добрые слова. А что ещё связывает этих авторов? (После ответов учеников добавлю) К.М.Симонов посвятил одно своё стихотворение А.А.Суркову. Называется стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». А сегодняшнее стихотворение он посвятил  своей жене Софье Кревс. Это письмо-послание любимому человеку.

Ү. Выразительное чтение стихотворения учителем.

ҮІ. Словарно-фразеологическая работа:

Печурка — маленькая печка

Поленья — куски распиленного или расколотого бревна для топки

Тосковать — скучать

Вьюга — снежная буря

Заплутавшее — заблудшее  (адасқан)

Негасимая — өшпеген

ҮІІ. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

ҮІІІ. Заучивание мелодии песни. Композитор  Константин Листов. Инсценировка. Сидящие и поющие около огня «солдаты»-учащиеся.

ІХ. Закрепление темы репродуктивной беседой:

  1. Стихотворение не имеет заглавия. Как бы вы его озаглавили?
  2. Какие чувства и мысли выражены в стихотворении?
  3. Как раскрывается в стихотворении нерасторжимая связь судьбы отдельного человека с судьбой народа?
  4. Какова тема и идея стихотворения?
  5. Какова связь между этими авторами и их стихотворениями?
       К.М.Симонов – русский поэт.

В годы войны получил звание  полковника.

Герой Социалистического Труда

        А.А.Сурков – русский поэт.        В годы войны получил звание подполковника.

Герой Социалистического Труда

 

«Жди меня» — стихотворение  о войне

Положено на музыку композитором

Соломоном Дойчером.

Посвящено актрисе В.Серовой.

«Землянка» — стихотворение  о войне

Положено на музыку композитором

К. Листовым.

Посвящено жене Софье Кревс.

 

Х. На дом: выучить стихотворение наизусть, заучивать мелодию песни.

ХІ. Комментирование и выставление оценок учащихся