А. П. Чехов Рассказ «Хамелеон»

113
Неделя День В школе
Название  занятия: А. П. Чехов Рассказ «Хамелеон»
Общие  цели: Учащиеся могут:- определить основную идею, тему произведения

— создать психологический портрет героев произведения

 

 

Результаты  обучения: —  Умеют выделить основные темы в повести-  Могут дать характеристику героям произведения

—  Обретают навыки работы в группе

—  Знают основные факты из жизни и творчества писателя

 

Ключевые  идеи:  Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными.                                                                                                                                                                (К.И.Чуковский).
Задания: І Вводный тренинг для знакомства. Каждый ученик называет свое имя и одно хорошее качество в характере. Все готовы к полёту,

 В страну белоснежную и очень полезную.

 На пути нас ждут большие испытания,

 А на финише – победа, радость, знания!

Разделение на группы и определить наблюдателей (разделить на 3 группы с помощью пословиц о чести и достоинстве)

ІІ Вызов

1. Стратегия «Корзина идей» ( учащиеся высказывают мысли о том, что они больше всего ценят в человеке?)

 

2. Работа над эпиграфом к уроку

ІІІ Осмысление

1. Работа с отдельными отрывками из произведения

  Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» :  в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту. В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» — «…истребить надо! Немедля!» — и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его  в зависимости от чина хозяина собаки.

І группа- мнение толпы

ІІ группа- реакция Очумелова

ІІІ группа- реакция собачонки

 2. Смысл названия рассказа «Хамелеон»

а) Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)

б) Понятие о художественной детали

Работа в группах.

3. Организуя работу в группах, предъявляем вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова.  Группы получают карточки со следующими вопросами:

І группа

  Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?

 

ІІ группа

О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая  (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?

ІІІ группа

Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?

Разминка

1 «Биописьмо» на героев произведения

-имя героя

-три прилагательных, характеризующих героя

-две-три вещи, которые он любит

-два-три страха, которых он боится

-социальная роль героя

-достижения героя

-чего он ожидает от жизни?

І группа- Очумелов

ІІ группа- Хрюкин

ІІІ группа- собака

ІV Стадия рефлексии

Стратегия  «Хайку».  Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

6 Оценивание учащихся наблюдателями

3 мин 

 

 

 

3мин

 

3 мин

 

 

 

 

10-12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

5 мин

5 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

3 мин

Похвалить учащихся за хорошие мысли.

Поддержать, помочь в высказываний своих мнений

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка наблюдателей

по данным критериям:

— «Корзина идей»    1-2 балла

— «Фишбоун»           1-3 балла

—  Индивидуальные ответы

                           1 балл

— Работа в группах по карточкам          1-2 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 VІ Домашнее задание:

2 Письменно ответить на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова?» ,  «Случаи хамелеонства в нашей жизни».

Обоснуйте свое мнение.

VІІ Итоги урока

1 мин

 

Подход,основанный на совместной работе:  Приём «Фишбоун»

«Биописьмо»

Стратегия  «Хайку»

Рефлексия РефлексияСтратегия  «Хайку» 3 мин Самооценка (по ответам учащихся) 
Источники:    Учебник  для 8 класса «Русская литература»Повесть А.П.Чехов «Хамелеон»
Рекомендуемая литература: Прочитать рассказы А.П.ЧеховаДополнительная литература о писателе