Рассказ А. П.Платонова «Песчаная учительница»

222

Тема:   Рассказ А. П.Платонова «Песчаная учительница»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного

видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

обучающая: формирование ЗУН учащихся определять проблему,

композиционные  и

сюжетные особенности  рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование

диалогических навыков; умение отстаивать свою точку зрения
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную

жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урок новых знаний.

Межпредметные связиистория, литература, география

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный,

практический.

Оборудование: раздаточный материал, постеры, маркеры, стикеры.

Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница,” слайд – презентация о жизнедеятельности А.П.Платонова

                                       Ход урока

1.Орг.момент.

Разминка. Флэш-моб

  1. 2. Опрос д/ з: 1.Презентация о жизнедеятельности А.Платонова (опережающее задание)

2.Прочитать самостоятельно рассказ «Песчаная учительница»

  1. Слово учителя.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Историческая справка: Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. В нашей школе также работают учителя, которых направили по распределению. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.

 

Викторина — проверка знания текста.                                      Слайд №2             

1) Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2) Почему дети в селе не ходили в школу?

3) Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

4) Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5) Осталась ли она в Хошутове навсегда?

6) Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?

7)Какие проблемы поднимаются в произведении?

(человек и природа, борьба с  природной стихией, путь покорения природы.)

 

 

 

 Работа с эпиграфом: « Все прекрасное на земле –от солнца,

Все хорошее –от человека.

М.Пришвин.

  1. Определение темы, постановка цели. Слайд №3

-Ребята, давайте определим тему урока:

-Жажда полезной деятельности, душевная неуспокоенность и широта души героини рассказа А.Платонова  « Песчаная учительница»

Сформулируем цели урока: формирование интереса к произведениям нравственной проблематики

-развитие логического мышления, формирование диалогического обучения

-воспитание активной жизненной позиции.

 

Работа с текстом.

—       Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?

( Работе по карте Казахстана, почва, растительность)                 Слайд №4

Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.

 

   Найдите и определите художественные средства и их роль: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.

— (стр.161) прочитать :Как встретила Марию прикаспийская пустыня?

— Что делать ей в в этом селе, обреченном на вымирание?

(Беседа об условиях жизни Марии)

— Кого жители села называют «Кочуй»

(Прочитать диалог между Марией  и вождем.стр.161) «Почему она подумала, что вождь прав?»

—  Она поняла  безысходную судьбу двух народов, сложную судьбу разных племен и решила не жалеть своей жизни для улучшения благоустроенности  на селе)

— Какие изменения произошли с героиней?

( В начале рассказа какой представлена Мария? стр.160,164. Девушка изменилась вместе с пустыней, которая ожила, стала приветливой как ее прикаспийская пустыня. Даже взрослые решили взяться за учебу. Новые трудности не пугают Марию.

           Класс делится на 2 группы по дням рождениям.

  1. Адраспан 2.  Жусан .

Слайд №5   

Игра-дебаты:   Можно ли назвать Марию Никифоровну счастливым

человеком?( Работа на постерах)

Группа  Адраспан  — « за»

— М.Н. как молодая  неопытная женщина могла уехать домой- но долг, ответственность   не позволили ей сделать этого. Она видит: дети не ходят в школу, село бедствует. Она вводит  в школе новый предмет «песчаное дело». Характер целеустремленный, активная.

Несмотря на то, что труд сельчан уничтожен, зеленые насаждения полностью уничтожены кочевниками, она понимает- безрезультатно жаловаться. Продолжает учить кочевников культуре песков. Остается налаживать жизнь в селе Сафута.  Оптимизм характера-  «…приеду по лесной дороге».Мы считаем, что учительница счастливая и она нашла свое призвание.

Группа   Жусан – «против»

-Наша группа считает, что жизнь  в пустыне- это ад, там нет жизни , не будет радости.  Сельчан ожидают бесконечные муки, ужасы. Весь труд 3 лет пропал даром. Мария похоронит свою молодость среди песков,  среди диких кочевников, не обзаведется семьей.

А ведь предназначение женщины- быть женой, матерью.

Самая большая награда, которая ждет ее, памятник – шелюга.

Формативное взаимооценивание.(критерии)

Творческий подход

Новая информация, конкретность

Оригинальность, креативность

Прикладное значение,

Вовлеченность.

  1. Закрепление.

В чем заключается ПОСТУПОК героини?

— Отдать лучшие годы на служение людям. Добровольно отказаться от личного счастья.

— Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней.

— Не растеряла своей силы, добилась поставленной цели.

— Решила пожертвовать собой ради спасения своего села, для улучшения  жизни на селе.

— Такие, как Мария нужны всегда. У Н.А.Некрасова есть строки:    Слайд №6

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру-

Заглохла б нива жизни!

Игра. Собери пословицу!                                                                   Слайд№7

          

  1. 1. ХОРОША ВСЯКАЯ ЗЕМЛЯ,                   ЧТО БЕЗ ЛЕСА ОДИНОКИЙ СОЛОВЕЙ.
  2. ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ СВОЕЙ,     КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.
  3. В РОДНОМ КРАЮ И НОЧИ ПРЕКРАСНЫ.
  4. НА РОДИНЕ И ДНИ, А ЛУЧШЕ ВСЕХ ЗЕМЛЯ СВОЯ
  5.   ТОТ ГЕРОЙ,                                                 И ВОЗДУХ ИСЦЕЛЯЕТ.
  6. 6. Суммативное оценивание

 Рефлексия. (на стикерах)

-Что получилось хорошо?

-Чего добились с трудом?

-Что нужно доработать?

7.Домашнее задание: Эссе на тему: «Нужны ли обществу такие люди, как   

                                                                 Мария Никифоровна?»