Каким должно быть детство? Рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»

План урока литературного чтения. 7 класс с казахским языком обучения.

Тема: Каким должно быть детство? Рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»

Цель урока: формирование умений анализировать прозаическое произведение с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ.

Задачи:

познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;

определить жанр рассказа, дать понятие «портрет литературного героя»;

рассмотреть безрадостное детство главного героя в рассказе;

познакомить с картинами русских художников на тему «трудного детства»;

провести исследовательскую работу по определению особенностей художественного стиля   Л.Н.Андреева;

отрабатывать навыки работы с текстом: анализ эпизода, характеристика

литературного героя;

развитие речи, логического мышления, памяти, внимания,  творческого воображения;

проследить связь литературы с живописью, историей;

воспитывать нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;

 

Тип урока: урок – исследование.

 

Методы и приёмы: словесный, поисковый, творческий, наглядный; подготовка презентаций, выразительное чтение, работа с текстом,

Оборудование урока: портрет Л.Андреева, толковый словарь С.И. Ожегова, текст рассказа, бейджики «Литературоведы», «Биографы и историки», «Искусствоведы», надписи на столах, слайды учащихся, выставка книг(«Ванька» Чехова, «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко, «Школьник» Н.Некрасов, «Детство» А.М.Горький;  план анализа литературного героя, литературные термины.

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический настрой. «Долгожданный дан звонок…»
  2. (прослушивание чтения рассказа артистом) (4 мин)

— Что за запись вы прослушали сейчас, ребята?

(Прочитан фрагмент из произведения Л.Андреева  «Петька на даче»)

 

  1. Вместе с учениками называем тему урока, ставим задачи: ознакомить с проведённой  предварительной работой по теме урока, проанализировать  эпизоды произведения через использование поисково – исследовательских приёмов и ответить на главный вопрос урока: «Каким должно быть детство?»

 

  1. Опрос дом задания. Гонг по знанию текста.

— О ком говорится в произведении? (О мальчике Петьке)

— Сколько лет Петьке? На сколько лет он младше Николки? (10 лет, на 3 года)

— Как зовут маму Петьки, кем она работает? (кухарка Надежда)

— Сколько персонажей в рассказе? Кто они? (10 — Осип Абрамович, Мама Надежда, Петька, Николка, посетитель, Митя, барин и барыня, Прокопий и Михаил,)

— Узнайте портрет:  «…курил папиросы, сплёвывая через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно врал»  (Николка)

— Узнайте портрет: «…глаза его давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто – нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» (Петька)

— Кто такой Митя? (гимназист из Старого Царицына, друг Петьки)

— Чем занимался Петька на даче?

(Ловил рыбу, купался в речке, с Митей «исследовали развалины дворца»)

Вывод: Ребята, вы показали, что очень внимательно прочли произведение и хорошо знаете его содержание.

  1. Демонстрация слайдов учениками. Сбор материала по теме.(7-9 мин)

 

  1. Исследовательская работа по группам.

 

 

Задание  команде «Биографы»:

— Вы отметили в слайдах, что «определяющим принципом его ранних рассказов является принцип двоемирия». Проанализируйте эпизоды рассказа и докажите, что рассказ можно поделить на две противоположные част, используя следующие термины:

(Антитеза— художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,

Приём контраста (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

Примеры из рассказа: жизнь в парикмахерской и жизнь на даче, грязный город – природа на даче, жизнь богатых и бедных, Осип Абрамович то призрак, то факт – реальность.

 

Задание  команде «Литературоведы»:

— Вы в слайдах отметили, что Андреев является мастером художественной детали. Исследуйте эпизоды рассказа и докажите это.

— Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?

(сказать о грязной руке, репликах, словах, которые говорят об однообразии жизни и наоборот, причастиях и деепричастиях, которые помогают полнее, выразительнее представить образ);

(Грязная рука, внешность, поднос с водой, отрывистый и резкий крик «Мальчик,  воды!»,  если работал Осип Абрамович, хозяин парикмахерской, а если кто-нибудь из подмастерьев — шёпот становился громким и принимал форму угрозы: «Вот, погоди!»

Это значит, что мальчик недостаточно быстро подал воды и его ждёт наказание)

– Вы отметили в слайдах, что писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев. (О роли причастий и деепричастий)

Задание  команде «Искусствоведы»:

— Вы узнали, что такое «портрет в литературе», «литературный герой», узнали о таком виде искусства как живопись.

Найдите по тексту портрет литературного героя, прочтите, найдите описание города, дачи, природы и скажите, с какой целью писатель использует их в тексте.

— Выполните творческую работу, с помощью смайликов изобразите, как меняется портрет, и соответственно, состояние души Петьки.

(В городе) Портрет: он все больше худеет, на стриженой голове пошли нехорошие струпья, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.

(На даче) Портрет: глаза давно перестали казаться сонными, морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Поправился, хотя ел совсем мало.

При описании пейзажа показать использование приёма контраста.

— Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?

— Какие сравнения использует автор при описании местности, через которую он проезжает?

Небо, точно с крыши смотришь;

Беленькие радостные облачка, как ангелочки;

Река, похожая на зеркало.

 

 

Задание «Историкам»:

— Вы отметили в слайдах, что «Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита».

Как вы считаете, каким должно быть детство? Прокомментируйте ваши иллюстрации к рассказу. Какие нравственные проблемы ставит Андреев? Как нужно относиться к детям?

(дети слабые, беззащитные, их надо жалеть, оберегать, любить)

Напишите свою программу: «Каким должно быть детство?»

(на выполнение заданий 10 минут, затем отвечает одна группа, остальные слушают, дополняют)

Вывод по данному виду работы:

Ребята, все справились со своими задачами. Отметить все положительные моменты в работе.  Оценивание групп.

Вывод по уроку: В рассказе «Петька на даче»  Леонид Андреев описывает трудное, тяжелое, безрадостное детство героя. Но не только Леонида Андреева волновала эта тема. Как вы поняли многие писатели, художники, композиторы 19-20 веков отражали на страницах своих произведений детство ребят в эпоху крепостного права. Мы, кроме этого рассказа, читали ещё рассказ Чехова «Ванька». Вы видите, что в отличие от Ваньки, Петьке посчастливилось вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. И жить ему станет ещё печальнее после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживания мальчика  трагичны. В рассказе писатель поставил острые социальные проблемы общества. Рекомендую вам прочитать и другие книги по данной теме, например: «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко, «Школьник» Н.Некрасов, Горький «Детство», а также и другие рассказы Андреева «Ангелочек», «Гараська и Баргамот». Каждый из них писал по-разному, но каждого волновала нелегкая детская судьба. Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему.

Рефлексия. Скажите, а вы счастливы, ребята?

— Да, потому что у нас выполняются социальные программы и государство заботится о детях.

  1. Итоги урока. Оценки по группам.

(В подарок брошюры «Сохранить всё человеческое в человеке»)

 

 

 

ПОРТРЕТ (от фр. рortrait — портрет, изображение) — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер П. и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными (…) В лит-ре чаще встречается психологический П. , в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974.)

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

 Литературный герой – действующее лицо художественного произведения. Именно он, его жизнь, труд, борьба — в центре внимания писателя.

Антитеза— художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,

Приём контраста (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание  команде «Биографы»:

— Вы отметили в слайдах, что «определяющим принципом его ранних рассказов является принцип двоемирия». Проанализируйте эпизоды рассказа и докажите, что рассказ можно поделить на две противоположные част, используя следующие термины:

(Антитеза— художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.,

Приём контраста (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.

 

Задание  команде «Литературоведы»:

— Вы в слайдах отметили, что Андреев является мастером художественной детали. Исследуйте эпизоды рассказа и докажите это.

— Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?

– Вы отметили в слайдах, что писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев.

 

Задание  команде «Искусствоведы»:

— Вы узнали, что такое «портрет в литературе», «литературный герой», узнали о таком виде искусства как живопись.

Найдите по тексту портрет литературного героя, прочтите, найдите описание города, дачи, природы и скажите, с какой целью писатель использует их в тексте. При описании пейзажа показать, как писатель использовал приёма контраста.

— Выполните творческую работу, с помощью смайликов изобразите, как меняется портрет, и соответственно, состояние души Петьки.

 

 

Задание «Историкам»:

— Вы отметили в слайдах, что «Мир ребенка хрупок и беззащитен. Он неспособен самостоятельно противостоять злу, насилию, лжи. Ему так необходима надежная опора и действенная защита».

Какие  проблемы ставит Андреев в рассказе?

Прокомментируйте ваши иллюстрации к рассказу

Как вы считаете, как нужно относиться к детям?

Напишите свою программу: «Каким должно быть детство у человека?»