«Работа над выполнением объемно-пространственной композиции. Изготовление изделий из папье-маше».

80

Колледж модельного искусства и бизнеса «Аспара»

 

 

 

«Согласовано»                                                                       «Утверждаю»

Зам.директора по учебной части                                           Директор колледжа «Аспара»

__________ Рахимбердиева Г.Н____________ Айтбаева Б.М

«_______»__________2013г.                                              «_______»__________ 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План открытого урока

 

по дисциплине «Основы композиции»

Тема:«Работа над выполнением объемно-пространственной композиции.

Изготовление изделий из папье-маше».

 

 

Группа: ДО-13-1,2

1 курс, 1 семестр

(2013-2014 уч. год)

 

 

 

 

 

 

 

Составила преподаватель спец. дисциплин

Оразбекова С.Ж.

Рассмотрено на заседании ЦМК спец.дисциплин.

Протокол №    от   «        »       . 2013г.

___________

 

 

 

 

Тараз 2013 г.

План-конспект открытого урока по предмету «Основы композиции»

Оразбекова Салтанат Жаркинбековна, преподаватель спец. дисциплин.

 

Тема:«Работа над выполнением объемно-пространственной композиции .

Изготовление изделий из папье-маше».

 

Тип занятия:комбинированный.

Цель:

  1. Научить анализировать наглядность.
  2. Определить базовые принципы композиции.
  3. Выполнить и изготовить папье-маше (макеты фруктов).

Задачи:

учебные: научить анализировать наглядность, учить последовательно и грамотно изображать вещи из бумаги.Сминание, сгибание и склеивание.

развивающие: развивать технические навыки работы с бумагой, образное мышление, творческие способности.

воспитательный: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление.

Оборудование:  Бумага, газеты, клей и графитный карандаш.

 

Оборудование

 

для учителя:

диск СD с компьютерной презентацией;

мультимедийный проектор;

экран;

слайды макетов;

слайды этапов изготовления папье-маше;

видео урок про изготовление и видов папье-маше.

 

для учащихся:

бумага, газеты или салфетки;

акварель;

кисти;

клей ПВА;

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Вступительная часть. Беседа о композиции и макетировании (8 мин).
  3. Анализ. Вопросы о композиции (15 мин).
  4. Объяснение нового материала (20 мин).
  5. Практическая работа. Творческое задание (30 мин).
  6. Закрепление нового материала (14 мин)
  7. Итог урока. (8 мин)
  8. Домашнее задание. (2 мин)

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.

 

  1. Вступительная часть.

Беседа о композиции и макетировании. Давайте повторим наши пройденные уроки. Для этого я хочу провести анализ пройденных материалов. По этому я вас разделю на  две группы и проведу с вами соревнование. Какая из групп получит больше баллов, ответив на несколько вопросов. Берете билеты, на нем вопросы и соответствующие баллы.

 

  1. Анализ.

Вопросы билетов.

  1. Назовите свойства композиции. Какими свойствами должна обладать композиция?(20 балл)
  2. Какими средствами строится композиция?(10 балл)
  3. Какими средствами строится черно-белая графика?(10 балл)
  4. Особенность симметричной композиции. (20 балл)
  5. Что такое динамичная композиция?(20 балл)
  6. Что такое макет?(10 балл)
  7. Назовите виды макетов?(10 балл)
  8. Что такое композиция? Сколько законов имеет композиция? Назовите. (30 балл)

1-группа получила 50 баллов.

2- группа получила 70 баллов.

 

  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с папье-маше. Тему нашего занятия я хочу начать с сути папье-маше.     «Папье-маше» в переводе с французского языка (papier mache) — «жеваная бумага». Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII века. Родина папье-маше — Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).Этот материал применяется для изготовления муляжей, театральной бутафории, игрушек, масок и многого другого. Способ изготовления довольно простой, а сделанные из него предметы отличаются легкостью и прочностью, к тому же изделия из папье-маше поддаются различной отделке. Изготовить папье-маше можно тремя способами:Слайд 1

Первый способ, заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев.Вся премудрость техники папье — маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения. Слайд 2, Слайд 3

Второй способ, это использование измельченной бумажной массы, которой можно придавать различную форму.  Бумажные обрезки рвут на мелкие куски, бросают в наполненный водой котел и дают в воде размокнуть, частое помешивание ускоряет этот процесс. Можно залить бумагу горячей водой и через 3 часа размесить их руками до получения однородной массы.После этого массу кладут в плотный полотняный мешок и хорошенько отжимают всю воду.Массу перекладывают в миску и добавляют 1 столовую ложку обойного клея или клейстера и 1 столовую ложку клея ПВА. Вымешивают массу, добавляя немного клея, пока масса не будет немного липнуть к рукам.Затем придают массе необходимую форму, после чего оставляют сушить.Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее изделие может потрескаться.Для матовой поверхности готового изделия лучше всего подойдет темперная краска, для блестящей — алкидная или масляная.

Папье-маше из бумажной массы

Материалы: салфетки; туалетная бумага; кассеты из под яиц (или старые газеты); клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала (1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды).

Инструменты: пластиковый лоток, миксер, марля.

Порядок работы:

  1. Порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует сомните (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.
  2. После того как бумага размокнет, слейте лишнюю воду. Хорошо перемешайте бумажную массу миксером.
  3. Смешайте получившуюся «кашицу» с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.
  4. Заверните бумажное «тесто» в марлю и немного отожмите. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатайте в ладонях колбаску и обверните вокруг пальца, проверти наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.

Слайд 4 , Слайд 5

Третий способ— изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.

Склеивание плотного картона под прессомМатериалы: плотный картон (или гофрированный картон), клей ПВА, скрепки, скобы с маркировкой для конкретного стиплера.

Инструменты: ножницы, пробойники, резак для бумаги, лезвие, стиплер.

Порядок работы:

  1. Вырежи из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщины и жесткости изготовляемого изделия. Я обычно в этой технике делая доспехи и мне достаточно 8 – 10 слоев картона.
    2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используйте груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домотчатци сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.
    3. Дайте изделию хорошо высохнуть, если нужно проделайте дополнительные отверстия с помощью пробойников.
  2. Прогрунтуйте и прошкурите поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделие встречается несколько технологий один из которых является основным. а другой вспомогательным. Например, для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.

Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.Слайд 6

Контрольные вопросы

  1. Что такое объемно-пространственная композиция?
  2. Что такое папье-маше?
  3. Где используется папье-маше?
  4. Важный элемент в изготовлении папье-маше.
  5. Сколько способов есть в изготовлении папье-маше?

 

 

 

 

  1. Практическая работа:

Итак, мы сегодня познакомились с происхождением папье-маше, способами изготовления изделии  из папье-маше.

Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить упражнение на изготовление папье-маше по первому способу. Сделайте макеты фруктов.Теперь, каждый из вас подумает, какой фрукт вы  будете выполнять.                                                                                                                               Ваша фантазия-спутница побед.В творческой работе — равнодушья нет! Ребята,  фрукт должен быть аккуратной, законченной, с интересным решением.

Ребята самостоятельно выполняют упражнения,звучит легкая музыка.Я обхожу каждого и помогаю, при необходимостив работе.

  1. Закрепление нового материала

 

Вопрос: С какой техникой вы сегодня познакомились?                                          Ответ                                                                                                                                     Вопрос: Какие  изделия можно сделать в  технике папье-маше?                             Ответ

Вопрос: Важный элемент в изготовлении папье-маше.                                            Ответ

Вопрос: Сколько способов есть в изготовлении  папье-маше?                               Ответ

 

  1. Итог урока.

Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме  выставки. Работы учащихся размещаются на столе, и устраиваем просмотр выполненных упражнении.

 

  1. Домашнее задание.

Сделайте цветные эскизы росписи ваших фруктов. Принесите на следующий урок гуашь, кисти, клей ПВА.

Фотографии с урока

Готовые макеты фруктов, выполненные учащимися

 

Используемая литература

для учителя:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986

Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ. М., 1980

Сокольникова Н.М. Основы композиции. 1996г.

З.М.Абрамов и Н.М. Лазарев «Школа изобразительного искусства»  т.9   М. Искусство 1988

Е.В.Лебедева, Р.М.Черемных «Искусство художника – оформителя» М. Советский художник    1981

Б.Гагарин, ст. «Бумажная пластика»,журналы «Юный художник» №6 ,  №12    1989

И.Уваров   статья «Традиции», журнал «Декоративное искусство» №3    1989